После 20 лет постоянного присутствия людей на Международной космической станции, размером с футбольное поле, которая движется вокруг Земли со скоростью более 27500 км/ч, её судьба оказалась на перепутье, сообщается в группе SpaceX ВКонтакте.

С одной стороны, SpaceX вдохнули в неё новую жизнь и начали возить туда полные международные экипажи на современном космическом корабле. Эти экипажи проводят множество новых научных экспериментов и помогают NASA, наконец, реализовать весь потенциал МКС. С другой стороны, станция — стара и затратна. Конгресс США хочет, чтобы она была освобождена от людей и сведена с орбиты к концу 2030 года.

Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine), уходящий директор NASA, выступил за «коммерческую замену станции». Идея состоит в том, чтобы помочь частной компании построить, запустить, и собрать модули новой станции до того, как МКС будет сведена с орбиты и затоплена в Тихом океане.

В прошлом году Брайденстайн заявил Сенату, что «будет трагедией», если NASA «откажется от низкой околоземной орбиты и уступит эту территорию другим странам».

Но если всё пойдет в соответствии с планом Axiom Space, частной аэрокосмической компании, ей удастся сохранить постоянное присутствие США на низкой околоземной орбите и сохранить станцию во благо мировой науки. В свою очередь, NASA может сэкономить миллиарды долларов в год, имея доступ к новой современной станции.

«Станция обходится NASA в $3,5 млрд в год. Из них около $500 млн тратится на развитие науки и новых технологий. Не говоря уже о том, что другие агентства тоже тратят на эксплуатацию и обслуживание МКС. Поэтому NASA хотели бы потратить часть этих денег на исследование глубокого космоса, программу Artemis или на то, что решит следующая администрация», — сказал Майкл Лопес-Алегрия (Michael López-Alegría), вице-президент Axiom по развитию, бывший астронавт NASA и будущий командир первой частной мисcии на МКС — AX-1.

«Если агентство может снять комнату в отеле, а не владеть гостиницей, это будет для них дешевле, и они смогут продолжать получать те же преимущества, которые получают сейчас, за небольшую плату. В этом есть хороший экономический смысл», — сказал Лопес-Алегрия.

Первый элемент МКС, российский модуль «Заря», был запущен в космос в 1998 году. Два года спустя экипажи начали осуществлять постоянное присутствие людей на МКС.

NASA планировало поддерживать станцию на орбите в течение 15 лет, но заявили, что при необходимости она может прослужить и 30 лет. NASA и его международные партнёры считают, что это окно можно продлить ещё как минимум на два года, до 2030-го, хотя Лопес-Алегрия и сказал, что в конечном итоге «нет никаких сомнений в том, что её нужно будет свести с орбиты» и сделать это управляемо.

«Мы не можем просто позволить ей разрушиться естественным путём, потому что, если это происходит неконтролируемо, есть большой шанс, что пострадают люди. Мы отделались «испугом» со станцией Мир и нам очень повезло. МКС — гораздо более крупная станция, и целые части станции долетят до поверхности Земли, если это сведение не будет сделано контролировано», — сказал он.

Но до того, как это произойдёт, Axiom надеются выполнить контракт на $140 млн, который компания заключила с NASA, чтобы пристыковать к МКС хотя бы один новый модуль. Axiom планирует запускать всё больше и больше новых модулей со временем.

«В 2024 году мы пристыкуем наш первый модуль к «Гармонии», а затем ещё два с интервалом в шесть месяцев. Через пять лет мы будем летать не на МКС, а на сегменты Axiom МКС», — сказал Лопес-Алегрия.

Axiom Space называет свой проект Axiom Station или AxStation, окончательная версия станции будет иметь собственную систему солнечных панелей, запасы воды, роботизированный манипулятор и другие системы для работы независимо от МКС. Между 2028 и 2030 годами Axiom надеется отсоединить AxStation от МКС и превратить её в автономную станцию.

«Это означает, что NASA и четыре других космических агентства могут передать то, что они сейчас делают, новому «владельцу» и избавиться от обслуживания МКС», — добавил он.

Конечно, реализация станции AxStation пока лишь планы. Как и МКС, для её создания потребуются большие расходы. До сих пор Конгресс отклонил просьбу администрации Трампа о выделении $150 млн. В бюджете NASA на 2020 год финансирование урезали еще на $17 млн.

Но, по словам Мэтта Ондлера (Matt Ondler), технического директора Axiom, компании, возможно и не понадобится слишком много денег. Фактически, $140 млн, которые Axiom получит от NASA, предназначены для проектирования, сборки первого модуля на Земле и его запуска на орбиту.

«Наша космическая станция полностью финансируется за счёт инвестиций, доходов, которые мы получаем от нашего бизнеса, поэтому она будет принадлежать Axiom Space и полностью управляться нами», — сказал Ондлер.

Будем надеяться, что эта амбициозная цель компании осуществится до окончания срока службы МКС.