2020 год стал для SpaceX самым успешным в их истории. В трудных условиях пандемии компания установила рекорд по общему количеству запусков: 26 [25 орбитальных]. Все главные цели были достигнуты, сообщается в группе SpaceX ВКонтакте.

Для правой руки Илона Маска, президента и главного операционного директора SpaceX Гвинн Шотвелл, 2020 год действительно стал эпохальным.

«Это был год ярких событий. Есть, наверное, 10 вещей, на которые я бы оглянулась и назвала их экстраординарными. Запустить Боба и Дага на орбиту и успешно вернуть обратно на Землю, особенно в то ужасное время в мире [речь про пандемию], это было здорово!», — говорит Шотвелл.

SpaceX в прошлом году также были заняты работой с заказчиками коммерческих запусков, чтобы они чувствовали себя всё более и более комфортно при запуске на ранее использованных ускорителях. В подавляющем большинстве своих запусков компания теперь использует ранее летавшие первые ступени ракет.

«Если у клиента нет убедительных аргументов в пользу того или иного использования, решение о том, какой ускоритель использовать, остаётся за SpaceX. Мы исходим из того, что вы покупаете услугу по запуску, и мы предоставим вам лучшую ракету в те сроки, которые вам понадобятся для полёта вашей полезной нагрузки. И вы., по сути, передаёте выбор всего остального в наши руки», — заявила она.

Шотвелл говорит, что убедить клиентов использовать испытанные в полётах ракеты было несложно: «Было легче продавать уже летавшие ракеты, чем продавать первые запуски ракет Falcon 1 и Falcon 9. Мы сказали, что выйдем на орбиту с Falcon 1, и мы это сделали. Мы сказали, что выйдем на орбиту с Falcon 9, и мы это сделали. Мы сказали, что доберёмся до МКС, и мы это сделали. Так что переговоры о коммерческих запусках не вызывают у нас проблем».

С помощью своих ракет SpaceX и правда достигли того, что обещали, — они разработали и успешно используют недорогие и надёжные средства запуска.

Интересно, что SpaceX уже начали «продавать» ещё разрабатываемую систему Starship для коммерческих запусков. В марте 2020 года компания выпустила «руководство для пользователей полезной нагрузки» по Starship. Однако Шотвелл повторила, что компания, по сути, продаёт клиентам возможность запуска, а не конкретную ракету.

«Мы уже подписали контракты с заказчиками, по которым мы можем выбирать, будут ли запуски осуществляться на ракете Falcon или на Starship. Мы хотим предоставлять услуги по запуску, и мы хотим предоставлять их наиболее эффективным и самым надёжным способом для нас и наших клиентов. Поэтому мы хотим, чтобы выбор был в наших руках. И мы знаем, что мы будем вести работу со страховым сообществом, точно так же, как мы делали это с Falcon 9 и с повторным использованием ракет. Так что нам ещё есть над чем поработать, но, надеюсь, люди верят нам. Верят, что мы делаем то, что мы обещаем», — заявила Шотвелл.

Шотвелл сказала, что если у них возникнут технические проблемы со Starship, компания сможет вернуться к Falcon 9 и Falcon Heavy. При этом SpaceX уже устранили многие риски с помощью программы испытаний Starship. Шотвелл отметила, что полёт прототипа Starship SN8 в декабре прошлого года снял множество опасений по поводу профиля полёта и посадки.

«Мы определённо значительно снизили риски этой программы. Проблемы есть всегда, в том числе проблемы с графиком, но количество лётных образцов, созданных командой в Бока-Чика, действительно впечатляет», — говорит Шотвелл.

На вопрос, думает ли она, что Starship выйдет на орбиту в 2021 году, Шотвелл ответила: «Я голосую за это!».

Starship — это кульминация 18-летней работы компании SpaceX. Работая над программами Falcon 1 и Falcon 9, компания пережила многие трудности, и теперь, благодаря программе Starship, она может извлечь из них уроки и быстро двигаться вперёд. SpaceX строит новый прототип корабля Starship чаще, чем один в месяц, и будет стремиться ещё больше ускорить этот темп в 2021 году. Масштаб проекта и скорость, с которой компания строит эти массивные ракеты, беспрецедентны для космической отрасли.

«Мы не делаем это для того, чтобы удивить людей, но мы, безусловно, рады подавать примеры того, как индустрия и компании могут добиться большего. Мы здесь не для того, чтобы быть не как все — мы здесь, чтобы предоставить некоторые объективные доказательства и истину о том, что вы можете добиться большего в этой индустрии, и она заслуживает того, чтобы стать ещё лучше», — сказала Шотвелл.

А.Ж.