В качестве стартовых площадок для запуска космических носителей в 2020 г. было использовано 18 космодромов. Кроме того, состоялся один старт с китайской морской платформы, а также в США была одна попытка запуска носителя воздушного базирования.

Наиболее интенсивно в минувшем году использовались стартовые площадки на мысе Канаверал (шт. Флорида, США). Оттуда было запущено 30 ракет космического назначения. Этот показатель ровно в два раза превышает значение предыдущего года.

Второе-третье места делят китайские космодромы Сичан и Цзюцюань – по 13 стартов.

Еще с пяти космодромов (китайский космодром Тайюань, космодром Куру во Французской Гвиане, новозеландский космодром Махиа, космодром Байконур в Казахстане и российский космодром Плесецк) состоялось по семь пусков.

Пять раз стартовали ракеты с китайского космодрома Вэньчан, четыре – с японского космодрома Танегасима, трижды – со стартовых площадок на острове Уоллопс (шт. Вирджиния, США).

Прочие стартовые площадки, включая морской и воздушный старт, отметились 1-2 пусками.

Новой наземной стартовой площадкой стала База Стражей исламской революции “Шахруд” в Иране – с неё был запущен носитель “Куасид”. В принципе, новым можно считать и американский “воздушный космодром” от компании Virgin Orbit. Но здесь новым является только самолёт-носитель, а не сам принцип воздушного старта.

В ближайшие годы строительство новых космодромов не ожидается. Хотя стартовые площадки для лёгких ракет, создаваемых частными компаниями, могут появиться в различных концах света.

Так же, как и стартовые комплексы для суборбитальных полётов космических туристов. О планах по строительству космопортов сообщили Великобритания, Объединённые Арабские Эмираты, Япония и ряд других стран. Некоторые из них даже обнародовали концепции таких космических портов. Есть весьма оригинальные концептуальные решения.

Но всё это дело будущего. А пока ракеты взлетают оттуда, откуда и раньше.

А.Ж.