В минувшем году в различных странах мира стартовали 114 ракет-носителей, целью которых был вывод на околоземную орбиту полезной нагрузки различного назначения. Это на 12 пусков больше, чем годом ранее. Третий год подряд число космических стартов за год превысило отметку в 100 запусков.

На первом месте по количеству пусков уверенно расположился Китай – 39 космических стартов. Это 34,21% от общемирового уровня. Тем не менее, китайцам не удалось выйти на заявленный годом раньше уровень – 40+. Вероятно, главной причиной можно считать пандемию. А также ряд технических проблем, которые возникли у них в минувшем году.

На втором месте, благодаря пусковой активности компании SpaceX, расположились США – 37 стартов (32,46%). Но и у них ряд запланированных запусков сместился вправо, на 2021 год. Причины те же, что и у китайцев.

На третьем месте Россия с 15 пусками (13,16%). Это в два раза меньше, чем планировал “Роскосмос” в начале года. Больше всего Россию “подвела” обанкротившаяся компания ObeWeb – вместо 12 запланированных стартов состоялось всего 3. Впрочем, были и другие причины уменьшения количества запусков.

Четвертое-пятое место делят компании Arianespace и RocketLab. В их активе по семь стартов (по 6,14%).

Все прочие космические державы (Индия, Япония, Израиль и Иран) вместе запустили девять ракет (7,89%): четыре – японцы, по две – индийцы и иранцы, одну.- израильтяне.

Даже если изменить методику, и засчитать за Россией два пуска ракет “Союз” с европейского космодрома Куру (ракеты куплены компанией Arianeslace и записаны за ней), а за США – пуски ракеты Electron из Новой Зеландии (пуски проводятся новозеландским отделением американской компании RocketLab), то лидер пусковой активности, конечно, изменится. В этом случае ими станут США с 44 стартами. Но, в целом, картина пусковой активности сохранится. Кстати, она характерная для ряда последних лет. Разве что разрыв между 1-2 местами и третьим местом стал существеннее.

К сожалению, минувший год стал довольно “аварийным” – неудачей закончились 10 стартов (8,77% от общего числа пусков). Это самый высокий уровень космических неудач за последние пятьдесят лет.

Четыре ракеты разбились в Китае, три – в США, по одной неудаче случилось у иранцев, у европейского консорциума Arianespace и у компании RocketLab.

В качестве причин такого роста аварийности можно назвать, конечно, и пандемию COVID-19. Но есть и более прозаичные причины. Например, малый опыт у частных компаний в разработке сложной космической техники (четыре из разбившихся ракет принадлежали частным компаниям). Или человеческий фактор. Как это было в случае с неудачей европейской ракеты Vega. Или нечто другое, о чём мы не знаем.

Но, в целом, уходящий год можно считать удачным в плане пусковой деятельности.

А.Ж.