15 декабря ESA подписало контракт на сумму 33 млн евро с французской ArianeGroup на первый этап программы создания ракеты многоразового использования под названием Themis («Фемида»). Он включает в себя подготовку технологий для прототипа, испытательного стенда и организации статических испытаний в Верноне (Франция). А также подготовку наземного сегмента на космическом полигоне Esrange Space Center в Кируне, Швеция, к первым прыжковым испытаниям и модификациям прототипов ракет, сообщается в группе SpaceX ВКронтакте.

Программа Themis должна на практике предоставить информацию об экономической эффективности многоразового использования для Европы и опробовать технологии для потенциального использования на будущих европейских ракетах-носителях.

В основе Themis лежат решения, принятые на конференции Space19+, об европейских достижениях в области технологий многоразового использования и нового подхода к разработке космических ракет.
ArianeGroup и её специалисты в Бельгии, Швейцарии, Франции и Швеции будут использовать важные технические новшества, полученные в результате разработки европейского двигателя нового поколения — Prometheus, который будет использоваться в проекте Themis.

Высота ракеты Themis — 30 м, диаметр — 3,5 м. Одноступенчатый прототип будет вмещать 130 тонн жидкого кислорода и метана и иметь три двигателя Prometheus.

Двигатель Prometheus («Прометей»), разработанный ESA, является универсальным ракетным двигателем, способным выдавать 1000 кН, что делает его пригодным для применения в основной ступени ракеты, ускорителях и разгонном блоке ракеты. Работой двигателя в режиме реального времени будет управлять специальный бортовой компьютер, что является решающим фактором для многоразового использования.

Суборбитальные лётные испытания запланированы на 2023 год на европейском космодроме в Куру, Французская Гвиана.

Рассматриваются две посадочные площадки: «Diamant zone» или стартовый комплекс Ariane 5, который освободится после перехода ESA с запусков ракеты Ariane 5 на новую ракету — Ariane 6.

«Themis создаст дополнительные возможности для снижения стоимости доступа в космос и повысит гибкость Европейских операторов в плане предложения различных пусковых услуг», — сказал Даниэль Нойншвандер (Daniel Neuenschwander), директор ESA по космическом полётам.

«Демонстрация двигателя Prometheus, работающего на жидком кислороде и метане или комбинации кислорода и водорода, приведёт разработке очень недорогих пусковых решений, одновременно способствуя переходу к более экологически безопасным в использовании ракетам», — добавил Андре-Хуберт Руссель (André-Hubert Roussel), исполнительный директор ArianeGroup.

 

А.Ж.