На сайте госкорпорации Роскосмос опубликована очередная порция рассекреченных документов по советской лунной программе.

В частности, размещена стенограмма заседания коллегии Министерства общего машиностроения, прошедшего 8 мая 1969 года. В нем участвовали министр общего машиностроения СССР Сергей Афанасьев, главный конструктор КБ имени Лавочкина Георгий Бабакин и другие.

В тот момент Советский Союз готовился отправить на Луну автоматическую станцию Е-8-5 для доставки грунта на Землю, а США — к пилотируемому полету корабля «Аполлон-11» с первой высадкой на естественный спутник Земли.

«Если американцы [«Аполлон-11″] садятся 17 июня и пересылают нам грунт, если они его возьмут, они пришлют нам его, какие ваши предложения тогда? Как будет с программой [полета станций Е-8-5], если будет [ее] неудачный пуск в июне?» — спрашивал Афанасьев Бабакина.

Бабакин ответил, что считает необходимым все равно проводить запуск станции Е-8-5.

«В печати говорилось, что Советский Союз идет по пути автоматических аппаратов. Не будет ничего особенного, если мы произведем автоматическую поставку [грунта] позже [США]», — отметил он.

Афанасьев при этом указал, что запуску станции Е-8-5 придается «особое политическое значение»: «Если получится так, что машина сядет и этот грунтозаборщик начнет вместо грунта лунную атмосферу собирать, это будет позор».

Запуск станции Е-8-5 к Луне ракетой-носителем «Протон-К» с космодрома Байконур 14 июня 1969 года завершился аварией из-за отказа разгонного блока «Д». Через месяц, 13 июля, была успешно запущена станция «Луна-15», однако она разбилась при посадке на Луну 21 июля, в дни первой высадки американцев на естественный спутник Земли.

А.Ж.