14 августа департаменты Белого дома по управлению, бюджету, науке и технологиям выпустили совместный ежегодный меморандум, который предназначен для подчёркивания приоритетов при разработке бюджета на 2022 год. В новом документе, как и в прошлогодней версии, одним из пяти приоритетов был космос. Большая часть формулировок нового меморандума дословно взята из прошлого, сообщается в группе SpaceX ВКонтакте.

Однако самое большое изменение – добавление одного предложения в раздел из двух абзацев о космосе, посвящённых исследованиям на орбите. «Исследования в условиях микрогравитации биологических и физических наук на базе новых платформ на низкой околоземной орбите важны для обеспечения продолжительных полётов человека в космос и могут принести практическую пользу на Земле», – говорится в документе.

Растущее внимание к развитию коммерческих объектов на орбите в конечном счёте может привести к замене Международной космической станции на частную. NASA активизировало эти усилия в прошлом году с инициативой коммерциализации низкой околоземной орбиты, которая включала в себя как новую политику для коммерческой деятельности на МКС, так и отдельно от неё.

Интересно, что компании Axiom Space в январе этого года предоставили доступ к стыковочному порту на МКС. В 2024 году Axiom планируют пристыковать к нему свой модуль и использовать его в качестве основы для будущих модулей. Когда МКС будет выведена из эксплуатации, Axiom планирует отстыковать этот сегмент и превратить его в автономную коммерческую космическую станцию.

Представители NASA заявляют, что эта стратегия поможет стимулировать как развитие коммерческих станций на орбите, так и спрос на них. Долгосрочная цель агентства – стать одним из многих заказчиков будущих коммерческих станций, проводя исследования без накладных расходов, как при эксплуатации МКС.

Конгресс, однако, не был рад этой идеи. В прошлом году NASA запросило $150 млн на коммерциализацию околоземной орбиты в своём бюджетном предложении на 2020 финансовый год. Но в конечном итоге Конгресс выделила на это только $15 млн.

«Конгресс явно говорит о том, что мы ещё не проделали достаточной работы по изложению нашего видения. Мы не убедили их в том, что, по нашему мнению, мы должны сделать с низкой околоземной орбитой», – сказал в апреле помощник директора NASA по пилотируемым исследованиям и операциям Даг Ловерро (Doug Loverro).

При этом NASA снова запросило $150 млн на коммерциализацию орбиты в своём бюджетном запросе на 2021 финансовый год, но в версии законопроекта Палаты представителей оно снова было сокращено до $15 млн. Сенат ещё не принял свою версию законопроекта о бюджете.

Как и в прошлой версии меморандума Белого дома, в документе подтверждается важность отправки людей на Луну к 2024 году, но добавляется, что это делается для «долгосрочного исследования и использования Луны», а также в качестве «испытательного полигона для будущих полётов человека на Марс». В прошлой версии содержалось только обоснование использования Луны в качестве испытательного полигона.

В меморандуме перечислено несколько технологий и возможностей, которым агентство должно уделить первоочередное внимание. Например, использование лунных ресурсов и передовые технологии двигателей и энергетики. Новый документ добавляет к этому списку «управление космическим мусором».