В ноябре этого года ракета Falcon 9 стартует с площадки SLC-40 базы ВВС во Флориде с довольно необычной полезной нагрузкой – первым частным шлюзовым модулем для МКС, который станет постоянной частью станции. В перспективе он будет использоваться для развёртывания разнообразной полезной нагрузки с борта МКС, сообщается в группе SpaceX ВКонтакте.

Шлюз под названием «Bishop Airlock Module» изготовлен аэрокосмической компанией Nanoracks, которая предоставляет частным клиентам услуги по развёртыванию их полезной нагрузки в космосе. Компания известна производством исследовательских боксов, которые применяются для проведения экспериментов на МКС в условиях микрогравитации, и предоставлением услуг по развёртыванию малых спутников прямо с борта станции. Но самым амбициозным среди проектов компании на данный момент считается модуль «Bishop» [рус. – «слон», шахматная фигура]. Планируется, что уже в этом году он будет пристыкован к порту МКС и у экипажа станции будет доступ к шлюзу через люк.

«Пока мы не захотим использовать шлюз, он будет лишь дополнительным модулем для астронавтов на МКС», — поделился Майк Льюис, главный директор по инновациям Nanoracks. «Способов его использования довольно много, первый из них – перемещение различного оборудования и материалов для экспериментов за пределы станции».

Происходить это будет следующим образом: после помещения полезной нагрузки на стенки шлюза, астронавты закроют за собой люк порта и выравняют давление. Затем роботизированный манипулятор МКС произведёт захват модуля, отстыкует его и переместит на некоторое расстояние от станции. После окончания экспериментов тот же манипулятор вернёт Bishop к порту для стыковки. «Это сравнимо с погружением подводной лодки. Только вместо воды – космический вакуум» – говорит Льюис.

В настоящий момент на МКС имеется три активных шлюза. Два из них используются для выхода астронавтов/космонавтов в открытый космос. Третий, расположенный в японском экспериментальном модуле, — для вывода полезной нагрузки. Пока что этот шлюз является единственным способом, с помощью которого Nanoracks могут запускать спутники своих клиентов в космос. С Bishop у компании появится возможность для вывода более массивной полезной нагрузки за пределы станции, а также увеличится число развёртываний спутников прямо с МКС.

Развёртывание малых космических аппаратов — ещё один перспективный способ использования шлюза. Спутники помещаются в специальные боксы внутри модуля и после его отстыковки выводятся на орбиту с помощью специального механизма, который «отстреливает» их от шлюза. Таким способом с борта станции можно развернуть не только спутники: NASA уже заключили сделку по утилизации отходов с МКС путём вывода контейнеров на низкую орбиту, при движении по которой они достаточно скоро сгорят в атмосфере Земли. Отличный «побочный эффект» такой процедуры – возможность увидеть красивую «падающую звезду».

А ещё среди прочих заказчиков услуг Nanoracks есть японский стартап GITAI, который протестирует в Bishop свою новую «роботизированную руку», представляющую собой особо точный манипулятор. Компания сможет оценить работу новейшей технологии как в условиях вакуума, так и внутри станции.

Также, конструкцией Bishop предусмотрена установка исследовательских полезных нагрузок на внешней стороне модуля для наблюдения за Землёй. Благодаря имеющимся адаптерам, Bishop можно использовать даже для размещения за пределами МКС инструментов, которые могут понадобиться астронавтам во время выходов в открытый космос.

На данный момент шлюз прошёл все необходимые предполётные испытания и был помещён в грузовой отсек корабля SpaceX Cargo Dragon (Dragon 2), который доставит его к МКС в рамках следующей грузовой миссии CRS-21, запланированной на конец ноября. Когда корабль достигнет станции, роботизированный манипулятор переместит шлюз к его окончательному месту стыковки, где Bishop начнёт свою службу в составе МКС.

Но Nanoracks не планируют останавливаться на достигнутом. Компания может похвастаться и куда более смелыми желаниями по созданию собственных космических станций, в основу конструкций которых войдут отработанные разгонные блоки ракет-носителей. В их составе смогут находиться подобные универсальные шлюзы, и, возможно, в один прекрасный день именно Bishop станет частью такой станции.