Орбитальная обсерватория CHEOPS впервые измерила радиус и температуру газового гиганта WASP-189b – одной из самых горячих известных науке экзопланет. Днем ее атмосфера разогревается до более чем 3 тыс. °С. Статью с описанием измерений опубликовал научный журнал Astronomy & Astrophysics, передает ТАСС.

«Наши наблюдения показали, что температуры на планете WASP-189b приближаются к отметке в 3,2 тыс. °С, что позволяет отнести ее к категории сверхгорячих юпитеров. Это делает ее одним из самых экстремальных миров, известных человечеству – при таких температурах плавится и испаряется даже железо», – рассказала Моника Лендл, старший научный сотрудник Женевского университета (Швейцария) и один из авторов работы.

Европейский телескоп CHEOPS специализируется на наблюдениях за одними из самых малоизученных экзопланет – «суперземлями» и «горячими нептунами». Так ученые называют планеты, которые гораздо больше Земли, но при этом уступают Юпитеру и Сатурну. Планетологи пока очень мало знают о физических свойствах, внешнем виде этих планет и о том, как много подобных объектов в Млечном Пути.

CHEOPS вышел на орбиту в декабре 2019 года и проработает там еще как минимум 3,5 года. Его главная задача – точное измерение радиуса крупных планет, которые вращаются вокруг ярких звезд, а также поиски самых малозаметных экзопланет, незаметных для других телескопов.

Работу телескопа Лендл и ее коллеги проверили на одной из самых близких и экстремальных планет, известных науке – предположительно «горячем юпитере» WASP-189b. Этот объект нашли в созвездии Весов два года назад, во время наблюдений за относительно крупной бело-желтой звездой HD133112, которая расположена на расстоянии в 322 световых года от Земли.

Эта планета давно интересует ученых из-за того, что вращается на небольшом расстоянии от своей звезды и при этом постоянно «смотрит» на нее одним и тем же полушарием. Поэтому на «солнечной» стороне WASP-189b должны господствовать очень высокие температуры, близкие к температуре на поверхности красных карликов – самых небольших и тусклых звезд из известных науке.

Ранее это было очень сложно проверить из-за большой яркости HD133112, которая мешала прямым наблюдениям за газовым гигантом. Однако CHEOPS может отслеживать даже самые небольшие снижения в яркости свечения звезды, которые возникают в те моменты, когда планета проходит по диску светила или скрывается за ним.

Благодаря этому телескопу астрономы уточнили как свойства самой планеты, так и ее звезды. В частности, ученые выяснили, что радиус WASP-189b оказался на 15% больше, чем предполагали ее первооткрыватели, а плоскость орбиты этой планеты оказалась несколько наклонена по отношению к оси вращения HD133112.

Вдобавок ученые обнаружили, что температура планеты оказалась несколько выше теоретических предсказаний, так как в ее атмосфере практически нет облаков, которые отражали бы тепло и свет в космос. Также оказалось, что форма HD133112 не идеально круглая, а сплюснутая, что связано с очень высокой скоростью ее вращения.

Все эти данные, как отмечают швейцарские планетологи, подтвердили работоспособность всех инструментов CHEOPS и показали, что он готов к наблюдениям за планетами, которые располагаются в окрестностях крупных и активных звезд, недоступных для большинства других телескопов.