Российский телекоммуникационный спутник «Экспресс-80», запущенный в июле с космодрома Байконур, получил повреждение, в него мог попасть космический мусор, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

«Экспресс-80» вывела на орбиту 31 июля вместе с аппаратом «Экспресс-103» ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М».

«Спутник «Экспресс-80″ при довыведении в рабочую точку получил повреждение бортовых систем, предположительно из-за попадания космического мусора», — сказал собеседник агентства.

Другой источник РИА Новости сообщил, что двигатель остался цел, аппарат продолжает довыведение. По его словам, последствия происшествия станут понятны после того, как спутник окажется в рабочей точке.

В пресс-службе «Роскосмоса» воздержались от комментариев. Заказчик спутника — предприятие «Космическая связь» — сообщил агентству, что пока не может комментировать ситуацию с «Экспрессом-80», поскольку тот еще не передан ему в управление.

Как объяснил РИА Новости руководитель Института космической политики Иван Моисеев, столкновение спутника с космическим мусором или иным объектом может привести к проблемам в его функционировании.

«Против мелких пылинок там есть защита, но как только объект становится тяжелее и растет скорость, как в учебнике физики получается пропорциональное разрушение. Как правило, на космических скоростях энергия столкновения превращается в тепло. Эти скорости намного выше, чем скорость выстрела из винтовки, то можно себе представить размер разрушения. Аппарат на такие воздействия не рассчитан», — сказал он.

В то же время Моисеев считает, что аппарат не выйдет полностью из строя, но могут возникнуть различные проблемы, которые придется решать.

«Обратите внимание, что недавно был случай с «Метеором», который временно вышел из строя, потом списывают на удар тяжелой заряженной частицы ситуацию с аппаратом «Фобос-Грунт», который не вышел на отлетную траекторию. Основной общей чертой таких заявлений — попытка уйти от разбирательства, поиска виноватых. Почему-то все внешние воздействия только на наши аппараты», — сказал Моисеев.