США не смогут навязать прецедентное право в космосе, если не выиграют космическую гонку у других стран, заявил историк науки Сергей Александров 30 августа, комментируя новость о юридических американских инициативах, сообщает ИА Красная Весна.

Желание американцев создать прецеденты и тем самым юридически закрепить какие-то нормы использования космоса, по мнению эксперта, может воплотиться в жизнь лишь в одном случае: все остальные страны будут существенно уступать США в освоении космоса.

«Это американское, точнее — англо-саксонское право основано на прецедентах. Есть и другие правовые системы. Но очевидно горячее желание США, причем во всех областях, распространить нормы своего права на всё, до чего можно дотянуться — и на международное право, и на межпланетное. И если этому никак не противодействовать, то это у них вполне получится, а нам опять останется только сожалеть об упущенных возможностях», — сказал Александров.

Для иллюстрации того, что в космической отрасли правовые сложности решаются по-другому, он напомнил о юридической коллизии, возникшей в связи с запуском первого спутника Земли. Дело в том, что трасса его полета (проекция траектории на земную поверхность) обусловлена небесной механикой, которая игнорирует государственные границы. Проблему решили просто: ввели верхнюю границу «государственного суверенитета». Такой границей стала минимальная высота, на которой возможна устойчивая круговая орбита (около 180 км).

«Это была не единственная возможная позиция. На полном серьезе обсуждалась возможность продления государственного суверенитета вверх до бесконечности! В этом случае освоение космоса стало бы невозможным», — отметил эксперт. По его словам, развитие космонавтики было бы остановлено, если бы какая-нибудь страна, способная настоять на своем, решила, что границы должны простираться вверх бесконечно.

«К счастью, те страны, которых тогда это реально касалось, от этой идеи быстро отказались. В том числе и потому, что и другие небесные тела, включая Луну, в этом случае тоже постоянно пересекали бы такие „бесконечные“ госграницы», — добавил он.

Эксперт считает необходимым противодействовать желанию американцев распространить применение своего права на космическую сферу. «Это могут и обязаны делать, во-первых, наши дипломаты и юристы-международники, на всех международных площадках (а они существуют), а во-вторых, наши создатели космической техники, которые должны обеспечить России доступ и в окололунное пространство, и на Луну, и дальше», — резюмировал он.