Во Владивостоке на базе Тихоокеанского флота (ТОФ) прошли инструкторско-методические занятия с личным составом воинских частей, привлекаемых к поисково-спасательному обеспечению полета МКС с транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) «Союз МС». В них приняли участие специалисты поисково-спасательного отдела РКК «Энергия», сотрудники НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина, Росавиации, ФМБА России и Института медико-биологических проблем РАН.

После обращения командования ТОФ в РКК «Энергия» был создан электродействующий макет спускаемого аппарата (СА) «Одиссей» для отработки поисковых операций на воде, эвакуации космонавтов, буксировки и погрузки спускаемого аппарата на корабль. Тренажер создан нашим предприятием на базе спускаемого аппарата ТПК «Союз ТМ-08М», летавшего к Международной космической станции в 2013 году. Командовал экипажем той экспедиции космонавт-испытатель, Герой России Павел Владимирович Виноградов, прилетевший во Владивосток в составе делегации РКК «Энергия».

С помощью тренажера спасатели отработали свои действия в случае приводнения на морской акватории спускаемого аппарата корабля «Союз», стартовавшего с космодрома Байконур. Комплектация «Одиссея» средствами поиска и спасания экипажа соответствует комплектации действующих космических кораблей, что обеспечивает подготовку спасателей на высоком уровне.

Для проведения учений тренажер «Одиссей» разместили на борту океанского спасательного буксира «Фотий Крылов», который вышел в акваторию залива Петра Великого недалеко от острова Аскольд. В район поиска также были направлены спасательное судно «Игорь Белоусов» и специализированное водолазное судно ВМ-20 из состава дежурных сил поисково-спасательного отряда главной базы ТОФ.

«Одиссей» подняли с палубной подставки и с помощью бортового крана переместили на воду. Экипаж водолазов закрепил на тренажере надувной пояс НП-2А, который повышает устойчивость спускаемого аппарата на воде и позволяет провести эвакуацию экипажа корабля в более безопасных условиях. После этого тренажер отвели от борта судна в открытое море.

По сценарию учений, самолет Ан-26 морской авиации проводит разведку в Японском море для поиска приводнившегося спускаемого аппарата космического корабля. На тренажере работает аварийный маяк. Космонавты подают светодымовые сигналы с помощью фальшфейеров. Обнаружив «Одиссей», экипаж самолета передает его координаты на многоцелевые спасательные суда, которые сразу выдвигаются на место.

Затем спасатели эвакуируют экипаж космического корабля. Условно пострадавшего космонавта с помощью подвесного устройства забирает палубный вертолет Ка-27ПС, остальных испытателей водолазы отправляют на катере на борт судна «Игорь Белоусов». Используя такелажное снаряжение, «Одиссей» поднимают обратно на борт буксира «Фотий Крылов». После завершения эвакуации спасательные суда выдвигаются в порт Владивостока.

Павел Владимирович Виноградов, который сегодня является заместителем руководителя Летно-космического центра РКК «Энергия», отметил, что взаимодействие всех служб удалось отработать процентов на девяносто.

– Время спасения космонавтов шло на часы. Быстро поднять такую армаду людей и техники возможно только при четкой организации, мы это продемонстрировали, – рассказал П.В. Виноградов. – Теперь есть понимание, что необходимо доработать. Нужно четко знать параметры атмосферы внутри корабля. Для этого потребуется автономная аппаратура регистрации температуры, чтобы не довести экипаж до обморочного состояния. Кроме этого, надо оснащать СА радиомаяками, потому что выход в эфир аварийного маяка – это как большая тревога, нужна отдельная учебная частота во время тренировок. В дальнейшем предстоит отработать еще один вариант, при котором спасательный аппарат мы будем поднимать вместе с экипажем. В этот раз спасатели успешно справились с поставленными задачами. Безупречно отработал и тренажер, подготовленный группой специалистов РКК «Энергия» под руководством начальника сектора поисково-спасательного отдела И.В. Терехова.

Подобные спасательные учения в Тихом океане не проводились более шести лет. Все участники морских тренировок сошлись в одном: для поддержания готовности поисково-спасательных сил учения необходимо проводить регулярно. Предварительно следующая операция по спасению «Одиссея» запланирована на март следующего года. По оценке специалистов, Дальний Восток – район крайне сложный. В этот раз, несмотря на штиль, высота волны достигала двух с половиной метров. А низкая облачность не позволила высадить по плану учений парашютно-десантную группу. В осенне-весенний период погодные условия на Тихом океане значительно ухудшаются, поэтому необходимы повторные тренировки в холодное время года.

Район Тихого океана приобретает особое значение в связи с предстоящими пусками с космодрома Восточный, основная часть трассы до точки выведения кораблей на орбиту будет проходить как раз над данным водным участком, сообщает пресс-служба РКК “Энергия”.

А.Ж.