Специалисты холдинга «Российские космические системы» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») приняли участие в испытаниях среднеорбитального сегмента международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ. Вместе с коллегами из Бразилии, Канады, Кипра, Испании, США, Турции и Норвегии они уточнили системные характеристики системы, а также получили информацию о новых возможностях определения местоположения аварийных радиобуев. Испытания показали, что наземная экспериментальная станция приема аварийных сигналов соответствует заданным требованиям и демонстрирует точность определения источников сигналов бедствия даже выше, чем у иностранных коллег, сообщает пресс-служба РКС.
Испытания прошли в рамках третьей фазы «Демонстрация и Оценка» — финального этапа создания спутниковой системы поиска и спасания. Серия технических и эксплуатационных проверок подтвердила заявленные параметры отечественного оборудования и позволила оценить эффективность работы системы в целом. В испытаниях наряду с экспериментальной станцией приема и обработки информации, расположенной в Москве, участвовали станции в городе Тулуза, в штате Мэриленд и на острове Шпицберген. Космический сегмент представляли спутники-ретрансляторы на базе навигационных систем ГЛОНАСС и Galileo.
Главный конструктор РКС по направлению систем поиска и спасания Андрей Федосеев: «Погрешность независимого определения местоположения аварийных радиобуев, полученная на московской экспериментальной станции, составила 0,64–0,82 км в 95% случаев. Это в 6–8 раз меньше погрешности, заданной требованиями к системе (5 км) и от 8 до 30 раз лучше, чем у наших иностранных коллег. Такой результат мы достигли благодаря созданным в РКС специальным способам обработки частотных измерений сигналов и нашим алгоритмам учета геометрии расположения спутников-ретрансляторов».
Анализ результатов испытаний спутниковой системы поиска и спасания также показал, что надо увеличивать количество антенн на наземных станциях приема информации с традиционных четырех до шести-семи. Это необходимо для удержания точности определения координат, например, аварийного судна в случаях, когда его аварийный радиобуй активирован и находится в движении при качке на волнах. Такой подход уже реализован во многих странах, участвующих в программе КОСПАС-САРСАТ. В России создание штатных наземных станций планируется завершить в 2024–2025 годах.
А.Ж.