Dragon XL, разрабатываемый специально для лунных грузовых миссий, помимо своей основной задачи, потенциально может быть использован и для доставки грузов на МКС, сообщается в группе SpaceX В Контакте.

Не так давно стало известно, что NASA выбрало SpaceX в качестве коммерческого поставщика услуг по снабжению будущей лунной станции Lunar Gateway (vk.cc/awm2YW). Этот контракт – часть программы Gateway Logistic Services (GLS) по доставке оборудования, различных материалов и прочих грузов на окололунную орбиту. Известно, что разрабатываемый специально для этих целей Dragon XL будет наделён аппаратным оборудованием и системами, которые уже использовались в кораблях семейства Dragon и доказали свою надёжность не в одном десятке успешных миссий. На разработку такого корабля потребуется не так много времени, как на предстоящее строительство обитаемой лунной станции. Её эксплуатация начнется не ранее 2024 года. Не исключено, что Dragon XL будет готов к полётам за месяцы, а, возможно, и годы до этого. Таким образом, назревает очевидный вопрос: планирует ли NASA использовать Dragon XL в испытательных полётах до его «лунного дебюта»?

При таком весьма вероятном развитии событий, демонстрационным запуском мог бы стать полёт к МКС – вполне уместный промежуточный шаг перед первой критически важной миссией по снабжению лунной орбитальной станции.

Новый вариант грузового корабля объединяет в себе технологии Crew Dragon и Cargo Dragon 2, но при этом превосходит их по вместительности на 25-50% (vk.cc/awm3k4). Такое техническое решение подразумевает отказ от его возврата на Землю и повторного использования. Зато это во многом упростит конструкцию корабля и, возможно, сделает его дешевле, чем многоразовые грузовые корабли.

Согласно планам NASA, конструкция Dragon XL позволит доставлять на станцию Lunar Gateway груз массой до 7.6 т (5.0 т в герметичном отсеке + 2.6 т в негерметичном, при общем весе корабля не более 14 т). C учётом заявленных характеристик, можно предположить, что запуск загруженного до максимума Dragon XL на МКС с использованием Falcon 9 и спасением её первой ступени по своей стоимости будет соразмерен со стоимостью любой другой грузовой миссии Dragon.

С другой стороны, полёты корабля Dragon XL, существенно отличаются от уже привычных нам грузовых миссий по снабжению МКС. В случае демонстрационного полёта в пределах низкой околоземной орбиты, корабль испытает лишь часть теплового и радиационного воздействия космоса, которому он подвергнется на пути к лунной станции. Маневрирование, стыковка и другие операции на таком большом удалении от Земли – задачи, требующие особого внимания, с которыми компания также столкнётся впервые.

Несмотря на то, что полёты Dragon XL к МКС в качестве показательных миссий перед «лунным дебютом» ещё не запланированы, их возможность не исключена. Для NASA они могут стать дешёвой альтернативой миссиям кораблей Dragon, позволят увеличить массу и объемы доставляемого на МКС груза. И если сейчас в рамках контракта речь идет только о двух полётах для снабжения Lunar Gateway, есть шанс, что в будущем этот перечень будет пополнен рядом других миссий. К тому же, по словам Марка Визе (Mark Wiese), менеджера NASA по логистике миссий в глубокий космос, агентство ни в коем случае не против такого развития, а инвестиции в разработку Dragon XL могут позволить существенно расширить его применение.

А.Ж.