Пресс-служба Роскосмоса распространила официальный комментарий генерального директора НПО Энергомаш (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Игоря Арбузова в связи с недавними высказываниями руководителя Космического агентства Украины Владимира Усова:

«США уже двадцать лет используют в программе «Атлас» ракетный двигатель РД-180, а с 2016 года двигатель РД-181 в проекте «Антарес». Оба двигателя неоднократно доказывали свою надежность и качество. РД-180 осуществил 90 безаварийных пусков из 90. Такой статистики надежности нет ни у одного двигателя в мире, разработанного в последние 25-30 лет. Двигатель РД-181 пока имеет более скромные заслуги, но все 7 пусков также были абсолютно успешны. Хочу напомнить, что именно благодаря РД-181 компания Orbital решила свои технические проблемы и закрепилась на рынке пусковых услуг.

Уже на протяжении нескольких лет компания Blue Origin ведет разработку метанового двигателя BE-4 для ракеты-носителя «Вулкан», которая в перспективе должна заменить «Атлас-5». На создание двигателя потрачено несколько сотен миллионов долларов американских налогоплательщиков. Но вместе с тем полеты на своем новом пилотируемом корабле Starliner (CST-100), который разработан компанией Boeing под «Атлас-5», американцы предполагают осуществить именно на надежных РД-180. И они уже сертифицированы под пилотируемые пуски.

Для производства ракетных двигателей первой ступени, по заявлению г-на Усова, Украине не хватает всего 30-40 млн. долларов. Вероятно, космическое агентство Украины единственное в мире обладает уникальным ноу-хау по разработке и освоению производства мощных ракетных двигателей по цене заурядного стартапа.

Безусловно, с учетом применения современных инструментов управления и технологий, стоимость двигателя должна снижаться, быть комфортной для заказчика и обеспечивать конкурентоспособность не только самого двигателя, но и ракеты-носителя. Но это при условии, что двигатель уже существует, прошел конструкторские и летные испытания и отлично себя зарекомендовал, как РД-180 и РД-181. А есть ли подобные двигатели у Украины — вызывает сомнение, поскольку даже в период сотрудничества с Orbital за основу были взяты двигатели НК-33 еще советского производства. И даже тут у наших «коллег» возникли проблемы. Объективен в своем интервью г-н Усов лишь в одном — Украина действительно никогда не делала мощных ракетных двигателей первой ступени.

Подчеркну, что двигатели РД-180 и РД-181 воплощают собой лучшие конструкторские решения, технологии и материалы, которые советская и российская конструкторские школы разработали почти за 100-летний период своего существования. Устраивает заказчика и сочетание цена-качество. Все это обеспечивает наши конкурентные преимущества на мировом рынке ракетной техники. Поэтому заявление Владимира Усова вызывает больше вопросов, чем ответов и похоже на политический популизм».

А.Ж.