Данные, полученные марсоходом «Кьюриосити», не свидетельствуют о существовании в прошлом жизни на Марсе, прямым доказательством может послужить обнаружение сложных органических молекул. Такое мнение в беседе с корр.ИТАР-ТАСС высказал заведующий лабораторией Института космических исследований /ИКИ/ РАН доктор физико-математических наук Игорь Митрофанов.

«В первую очередь, я хочу отметить, что как таковой жизни на Марсе не нашли, — подчеркнул он. — Анализ вещества свидетельствует о том, что на планете в древнюю эпоху были природные условия для существования примитивной жизни. Но это не означает, что она там была».

Как пояснил ученый, обнаруженные «Кьюриосити» следы химических элементов свидетельствуют о том, что «химия планеты была благоприятна для зарождения жизни»: раньше на Красной планете были теплая атмосфера, текли реки, имелись озера. «В далёком прошлом на Земле существовал некий «огород», в котором образовалась жизнь. А сейчас /благодаря «Кьюриосити»/ показано, что ранний марсианский «огород» был такой же благоприятной средой для появления жизни», — пояснил он. По оценке ученого, возраст марсианского «огорода» составляет около 4 млрд лет. На Марсе в ту эпоху, когда образовывалась данная поверхность, исследованная сейчас с помощью «Кьюриосити», природная среда была благоприятна для существования примитивной жизни, то есть Красная планета в то время была «очень похожа на раннюю Землю».

Однако условия на Марсе сильно изменились в результате природной катастрофы. Скорее всего, отметил Митрофанов, Красная планета «столкнулась с очень крупным астероидом». «В результате этого Марс, фактически, всё потерял — сильное магнитное поле, толстую атмосферу. Из-за катастрофы гораздо больше стали суточные и сезонные вариации температуры. Он стал холодным и сухим», — добавил учёный.

Ученый с сомнением относится к тому, что на современном Марсе может существовать жизнь. «Хотя, конечно, полностью это исключить нельзя», — добавил он. При этом, Митрофанов подчеркнул, что следы некогда имевшейся на планете воды обнаруживались и прежде, до миссии «Кьюриосити».

На вопрос корр.ИТАР-ТАСС — есть ли шансы обнаружить на Марсе следы жизни, и что для этого нужно сделать — Митрофанов ответил: «Нужно исследовать новые районы, двигаться дальше, делать новые анализы в различных местах кратера Гейла». «Прямым свидетельством существования жизни на Марсе будет обнаружение сложных органических молекул, которые могли возникнуть только в примитивном живом организме. Но их признаков пока нет», — пояснил эксперт.

Митрофанов является научным руководителем марсианского проекта ДАН /динамическое альбедо нейтронов/, одноименный нейтронный детектор работает сейчас на борту американского марсохода. С его помощью ученые измеряют содержание в грунте Марса воды и водородосодержащих соединений вдоль трассы движения марсохода. В настоящее время место, где находится марсоход, полностью обследовано российским детектором и пока в его работе перерыв. «Когда «Кьюриосити» двинется дальше, будем регулярно просвечивать поверхность. При обнаружении наиболее влажного района передадим полученные сведения нашим коллегам», — сказал Митрофанов.