Для обнаружения опасных космических объектов (ОКО), подобных челябинскому метеориту, нужно создавать системы наземного и космического базирования, в том числе достроить в России сверхширокоугольный телескоп в районе Байкала, заявил директор Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам при Совете по космосу РАН Борис Шустов на круглом столе по космическим рискам в Совете федерации РФ, передает РИА Новости.
«Первоочередная проблема ОКО — обнаружение небесных тел.
Количество тел, сравнимых или превышающих по размеру тунгусское тело и являющихся потенциально опасными в силу возможного столкновения с Землей в ближайшие 100-200 лет, составляет около 200-300 тысяч, а известно нам только 2%. Появление опасных тел вблизи Земли не исключение, а типичная ситуация. Почему мы мало информированы? Дело в том, что обычные, даже самые крупные астрономические телескопы для обнаружения опасных тел не пригодны. Нужны специальные широкоугольные телескопы. В России таких инструментов нет, но хочется надеяться, что общими усилиями (они) будут созданы. Как минимум, нужно закончить строительство телескопа АЗТ-33 в районе Байкала. Конечно, нужно создавать и инструменты космического базирования», — сказал он.
По словам ученого, для достройки такого телескопа нужно полмиллиарда рублей.
Ученый напомнил, что на Землю ежедневно падает огромное количество тел «естественного происхождения».
Общая масса притока такого вещества оценивается во много десятков тонн в сутки. Большая часть — очень мелкие тела, пыль, не представляющие для нас опасности. Нижняя граница опасного тела — 40-50 метров, это примерно размеры тунгусского тела. В этом смысле тело, взорвавшееся на Челябинском, не относится к классу опасных, хотя нам в Челябинске повезло — при более крутой траектории входа метеорита в атмосферу последствия были бы гораздо более катастрофичны. А вот если тело было бы 50 метров, тогда шансов на везение вообще не было бы», — подытожил ученый.
К.И.