Достижения отечественной науки — один из давних предметов гордости граждан России. Однако, как выяснили социологи ВЦИОМ, восхищение и интерес — совершенно разные вещи, пишет “Российская газета”. Своих ломоносовых, ландау или менделеевых россияне любят «абстрактно» или, возможно, «по привычке», Не слишком интересуясь, что именно ученые кипятят в своих ретортах или строчат в журналах.

Таковы неутешительные итоги опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Они доказывают, что за последние шесть лет интерес граждан России к сфере науки и технике существенно ослаб. Если в 2007 г. научно-технические открытия занимали умы двоих из трех россиян (68%), то сейчас об этом говорят меньше половины — 49%.

Самое обидное, что большинство отраслей научного знания практически не имеют своих «болельщиков» среди граждан страны. Интерес вызывают «лекарства и ракеты» — достижения медицины, освоение космоса, технические новинки. А вот нанотехнологии, история, химия, интернет-технологии и масса других крайне важных для страны отраслей и сфер окутаны пеленой всеобщего равнодушия. Практически не знает широкая публика и современных ученых — за исключением тех немногих, которые мелькают на телевидении и в СМИ по поводам, довольно далеким от чистой науки.

Интерес к новостям науки и техники чаще других проявляют в России мужчины (54%), активные пользователи интернета (57%), обеспеченные и высокообразованные люди (по 53%) россиян. Среди тех, кто к науке безразличен, оказались женщины (54%), малообразованные граждане (67%), малообеспеченные респонденты (54%) и те, кто не пользуется интернетом (57%).

О каких научных достижениях россияне все-таки хотели бы знать? Чаще всего — о том, что нового изобрели в сфере медицины. Такой ответ дала четверть респондентов. Смотрим мы не только «внутрь себя», но и на звездное небо. По крайней мере, астрономия и изучение космоса интересует 16% граждан, технические новинки — каждого пятого (19%).

А дальше следует резкий спад интереса. Казалось бы, в стране развернута кампания по внедрению в жизнь нанотехнологий, много говорится о необходимости развивать отечественное автомобилестроение. Однако лишь по 7% россиян сказали, что им эти отрасли хоть как-то интересны с научной точки зрения. Дальше все по нисходящей. Физика и биология интересны 6%, IT-технологии — только каждому двадцатому, Еще меньше заинтересованная аудитория у таких научных отраслей, как электроника, военные разработки, химия. Очень мало россиян интересуются научными открытиями в сфере истории, экономики, педагогики, экономических наук (хотя, казалось бы, это прямо связано с образованием их детей и вообще «представлениями об окружающем мире»). В общем хвосте — получив по 1% голосов россиян — оказались сельское хозяйство и архитектура, математика и философия, авиация и психология. Явно обижены гуманитарные науки — некоторые из них даже не удостоились отдельного упоминания, о них респонденты просто не вспомнили.

И дело, наверное, вовсе не в «темноте» россиян. Просто информация о научных достижениях поступает к ним в значительно меньшем объеме, чем криминальная хроника, светские новости или политические дискуссии. Немудрено, что на просьбу назвать 3-5 фамилий выдающихся российских ученых-наших современников подавляющее большинство (79% в этом году против 67% в 2007-ом) вообще ничего ответить не смогли. А те, кто как-то справился с этим тестом, называли Жореса Алферова (5%), Сергея Капицу (3%), Андрея Сахарова и Григория Перельмана (по 2%). В общем списке промелькнули фамилии Королев, Вассерман, Рошаль, Федоров, Велихов, Гинзбург, Курчатов, Бокерия и Лихачев. В некоторых случаях узнавание явно основывалось на недавно прочитанных некрологах.

Печально, но, видимо, закономерно. Талантливые ученые, гениальные изобретатели, мудрые исследователи в России есть. Только широкая публика о них не ведает. Как о том же Ломоносове, когда он только начал свой путь в Москву вслед за обозом с соленой рыбой.

К.И.