Перенос запуска второй миссии «ЭкзоМарс» на 2022 год в первую очередь связан с тем, что руководство проекта не уверено в стопроцентной надежности аппаратных и программных компонентов системы посадки, которые разработали европейские специалисты. Эпидемиологическая ситуация в Европе, связанная с распространением коронавируса нового типа, могла быть только предлогом. Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом ТАСС сотрудник Института космических исследований РАН и МФТИ Александр Родин.

«Насколько я знаю, основными инициаторами этого переноса выступали наши европейские партнеры. С технологической стороны посадка на Марс – чрезвычайно рисковое предприятие. Они осознают, что система сырая и что проще отложить запуск, чем идти на огромный риск», – отметил Родин.

Как считает ученый, решение о переносе миссии было запланировано очень давно, оно было в первую очередь связано с низкой степенью готовности европейских систем посадки, на которые ляжет основная ответственность по безопасной доставке посадочной платформы и ровера на поверхность Марса. Текущая ситуация в Европе, по его мнению, дала удобную возможность рассказать об этом решении.

Сомнения руководителей миссии, как отметил Родин, касаются только систем посадки. Все научные приборы и прочие компоненты, которые создала российская сторона, были изготовлены и поставлены в срок, а само качество их работы превзошло требования и ожидания участников «ЭкзоМарса».

«Этот период ожидания будет для нас очень непростым, так как, в частности, наш прибор надо будет консервировать или же его нужно будет снимать с аппарата и заново готовить. Часть его компонентов может не пережить консервации, так как мы готовились к длительному перелету в космосе, а не к хранению в земных условиях. Что еще важнее, приоритетность всей миссии в целом снизится», – продолжает исследователь.

В частности, Родин не исключил, что неуверенность в том, что посадка пройдет успешно, а также в дальнейшем ухудшении политической обстановки могут привести к тому, что вторую часть «ЭкзоМарса» в будущем могут и не запустить. Решение о прекращении работы над марсоходом и посадочной платформой, как считает ученый, может быть принято как в одностороннем порядке, так и совместно Россией и Европой.

«Именно в этом, на мой взгляд, заключаются главные риски, связанные с переносом ее запуска. Ни Россия, ни Европа не обладают опытом, который бы позволял надеяться на успешное завершение этой сложной миссии. Не думаю, что два дополнительных года ожидания и проверок, учитывая то время, которое уже было потрачено на подобные тесты, радикально изменят ситуацию в положительную сторону», – подчеркнул эксперт.

Ситуацию, как отметил он, осложняет то, что тот опыт, который был получен в ходе неудачного спуска «Скиапарелли», прототипа европейской посадочной платформы, не был использован в разработке второй части миссии «Экзомарс». По сути, «ЭкзоМарс-2020» станет первой проверкой тех идей, которые европейские специалисты использовали при проектировке его посадочных систем, что также не добавляет уверенности в успехе миссии, подытожил ученый.

А.Ж.