Прошло больше месяца с начала регулярного обзора всего неба российской обсерваторией «Спектр-РГ», двигающейся по орбите в районе точки либрации L2 на расстоянии 1,5 млн км от Земли и вращающейся вокруг оси, направленной на Солнце. За это время телескопы обсерватории покрыли более 1/6 части всей небесной сферы и продемонстрировали замечательные возможности «Спектра-РГ» по картографированию рентгеновского неба, сообщает пресс-служба ИКИ РАН.

К середине июня 2020 года все небо будет покрыто целиком, а через 4 года каждый участок неба будет покрыт 8 раз, увеличив чувствительность обзора в рекордные 20-30 раз по сравнению с существующим.

На приведенном здесь изображении показана карта половины неба в диапазоне 0.4-2 кэВ, полученная телескопом eROSITA. Оси телескопов обсерватории описывают большие круги на небе, проходящие через северный и южный полюса эклиптики. На карте четко видна темная полоса, связанная с поглощением мягкого рентгеновского излучения газом и пылью в Плоскости Галактики.

Яркая диффузная область в правой части галактики — это знаменитый «Северный полярный шпур», область повышенной яркости радиоизлучения в форме дуги. Другая яркая область вблизи Плоскости Галактики — это мощнейшая область звездообразования в нашей Галактике, известная под названием Лебедь Х. Вне этих областей рентгеновское излучение определяется многочисленными активными ядрами галактик и скоплениями галактик.

Разрешение карты всего неба не позволяет увидеть на нём отдельные источники, хотя их сейчас уже зарегистрировано более 10 тысяч. Для иллюстрации возможностей телескопа на врезке показан небольшой участок неба (2×2 градуса) с лучшим разрешением.

Обсерватория «Спектр-РГ» продолжает сканирование и каждый день добавляет полоску шириной 1 градус на эту карту. Темная полоса на карте связана с коррекцией орбиты спутника, когда телескоп eROSITA был выключен на некоторое время.

Показанные изображения были получены в рамках российской квоты наблюдательного времени телескопа eROSITA и проанализированы сотрудниками отдела астрофизики высоких энергий ИКИ РАН.