В рамках Союзного государства России и Беларуси разрабатываются новые программы области космоса, передают ИТАР-ТАСС. Об этом сообщили в Москве на «круглом столе» с участием российских и белорусских ученых.

По словам заместителя генерального директора ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева» Михаила Макарова, речь идёт о двух программах: «Технология-СГ» и «Мониторинг-СГ».

Первая программа нацелена на разработку наноматериалов для ракетно-космической техники. «Планируется, что мы получим снижение массы, габаритов, энергопотребления элементов систем ракетно-космической техники в полтора-три раза; повышение энергоемкости аккумуляторов, коэффициента полезного действия солнечных батарей и увеличение сроков активного существования космических средств, сокращение затрат средств на их разработку и эксплуатацию примерно в два раза», — так в свою очередь объяснил цели «Технология- СГ» представитель «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» Александр Королев.

По его словам, «результаты этой программы позволит обеспечивать снижение массы космических аппаратов на 5 – 15 проц в год, и таким образом получить экономию затрат на выведение полезной нагрузки десятки миллионов рублей». Сама программа рассчитана на 2014-2018 годы. Получение всех результатов от ее реализации ожидается в течение 7-9 лет после ее завершения», — добавил Королев.

Вторая программа, «Мониторинг-СГ», предполагает создание «средств обеспечения России и Беларуси информацией зондирования Земли». Разработчики надеются, что ее итогом станет «повышение оперативности оповещения населения о возможных угрозах среде обитания, увеличение не менее, чем в три раза численности оповещаемого населения; сокращение сроков доведения информации в 1,6 раза; снижение потерь за счет своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера».

Обе программы проходят согласование в министерствах РФ и Беларуси.

Кроме того, Александр Королев сообщил об инициативе ученых по принятию новой программы Союзного государства в области космоса для проведения научных экспериментов и обучения студентов ведущих вузов России и Беларуси управлению космическими аппаратами. «Предлагается изготовить космический аппарата «Союз-Сат» и на его платформе вывести три наноспутника, которые будут созданы Белорусским госуниверситетом, Самарским авиационным госуниверситетом и Омским государственным техническим университетом. При этом сама постановка эксперимента и изготовление целевой научной аппаратуры для основного аппарата занимается МГУ», — сказал он. В случае принятия этой программы будут проведены два основных эксперимента – по радиационному мониторингу космического пространства на высотах от 300 до 850 км и исследования прохождения радиосигналов через толщу земной атмосферы.

Александр Кололев утверждает, что затраты будут минимальны, поскольку основа космического аппарата и наземного комплекса управления «были выполнены в ходе реализации программы Союзного государства «Космос-НТ», и требуют минимальных доработок».

«Идея перспективная, как для науки, так и для системы образования», — подчеркнул заместитель генерального директора ФГУП «Государственный космический научно- производственный центр им. М.В.Хруничева» Михаил Макаров. Участники «круглого стола» отметили, что инициатива «нашла понимание в Роскосмосе и Национальной академией наук Беларуси».