В ходе годового полета на Международную космическую станцию (МКС) будет проведено около 30 медико-биологических экспериментов с космонавтами, сообщил директор Института медико-биологических проблем РАН Игорь Ушаков.

«В ходе годового полета на МКС мы проведем порядка 30 медико-биологических экспериментов, из них 8-9 совместно с американскими коллегами», — сказал И.Ушаков «Интерфаксу-АВН».

Он отметил, что американскими учеными недавно было обнаружено ухудшение зрения у американских астронавтов, побывавших в длительных полетах в космосе. «Мы изучаем этот риск нарушения зрения. Намечено много работ с использованием российских профилактических средств, такие как пережимные манжеты «Браслет» и аппарат для отрицательного давления на нижнюю часть тела «Чибис». Их предполагается использовать в совместных экспериментах для борьбы с этим неблагоприятным феноменом, который возникает у части астронавтов», — сказал ученый.

Также, по его словам, будут изучаться костно-мышечная и иммунная системы человека, проводиться молекулярно-генетические исследования на клетках крови, тонкие исследования вестибулярного аппарата. «Мы подготовим для этих двух космонавтов (которые примут участие в годовом полете — ИФ-АВН) аутопробиотики — специальные индивидуальные препараты с живыми микроорганизмами, которые помогут им нормализовать микрофлору, значимо меняющуюся в космосе, в замкнутом пространстве», — отметил И.Ушаков.

Он пояснил, что у каждого человека свой микробиологический портрет, который сильно изменяется, в зависимости от продолжительности полета.

«Роль ИМБП составляет значительную долю и в этих медико-биологических экспериментах, и она будет одной из главных. Потому что полет продлится в два раза дольше, и в два раза больше может произойти изменений в организме человека», — сказал ученый.

Он также сообщил, что пока применение каких-то специальных видов питания и профилактических упражнений для космонавтов, которые будут летать на МКС в течение года, не планируется. «Те схемы, которые разработаны для длительных полетов, применимы и для годового полета», — пояснил И.Ушаков, отметив, что какие-то индивидуальные рекомендации космонавтам все же будут сделаны.

Он добавил, что, несмотря на то, что годовые полеты уже проводились, это будет новым шагом в космонавтике. «На станции «МИР» четыре человека летали год и более — это Муса Манаров, Владимир Титов, Валерий Поляков и Сергей Авдеев. Поэтому, с точки зрения длительности, здесь новизны нет. Но с точки зрения того, какие будут проводиться эксперименты, с каким прицелом будут выполняться работы с участием космонавтов на борту новизна существенная», — сказал И.Ушаков.

Ранее сообщалось, что годовой полет на МКС запланирован на весну 2015 года. В нем примет участие российский космонавт и американский астронавт.