Математики из Китая создали нейросеть, которая может находить достаточно небольшие частицы космического мусора на расстоянии в 1500 километров от поверхности Земли с помощью недорогих лазерных телескопов, передает ТАСС. Она может защитить МКС и спутники от столкновения с этими объектами, пишут ученые в научном издании Journal of Laser Applications.

«Нейросети позволили нам улучшить точность наведения телескопа. Теперь мы можем находить фрагменты мусора, площадь которых составляет примерно один квадратный метр, наблюдая за ними с расстояния в 1,5 тысячи километров. Вычисление точных орбит частиц мусора обеспечит безопасность космических кораблей и зондов, работающих сейчас на орбите», — прокомментировал один из авторов работы, математик из Технологического университета Ляонина (Китай) Тяньмин Ма.

Для ликвидации реального космического мусора, как пишут Тяньмин Ма и его коллеги, нужно будет решить еще одну важную задачу — просчитать орбиты всех существующих обломков спутников, отработавших ступеней ракет и прочих рукотворных объектов на орбите. Сделать это в силу небольших размеров большинства частиц космического мусора тяжело даже для самых мощных и больших телескопов.

Китайские исследователи упростили эту задачу, создав систему искусственного интеллекта, которая может очень точно наводить лазерные телескопы-дальномеры на частицы космического мусора, которые вращаются на низкой околоземной орбите. Для этого ученые объединили классические многослойные нейросети с некоторыми классическими математическими алгоритмами, которые позволили им сделать машину менее чувствительной к случайным помехам и свету далеких звезд.

Работу этой нейросети ученые проверили с помощью лазерного телескопа, который установлен в одном из пригородов Пекина. Как показали эти проверки, искусственный интеллект заметно превзошел в точности три классических алгоритма, которые сейчас используются для наведения обсерваторий на быстродвижущиеся светила и прочие объекты.

Уже сейчас, как отмечают Ма и его коллеги, эту систему можно использовать для просчета орбит и «переписи» всех небольших, но опасных фрагментов космического мусора на низкой околоземной орбите, где работает большая часть спутников, а также находится МКС. Эта информация, как надеются ученые, поможет руководителям космических агентств и инженерам подобрать оптимальные стратегии по их защите от случайных столкновений.