Инженеры из команды НАСА по созданию лунного скафандра рассказали корреспонденту РИА Новости, каково носить его на своих плечах.

«Здесь скафандр тяжелее в шесть раз, чем на Луне. Чувствуется большой вес на плечах, но скафандр хорошо работает, удерживая значительную часть своего веса, поскольку он находится под давлением. Когда давление доходит до 4,3 фунт-силы на квадратный дюйм (приблизительно 0,27 атмосферы или 27,6 килопаскалей), это помогает поддерживать вес скафандра», — рассказала РИА Новости Дэвис, которая занимается в команде создателей скафандра проектированием гермошлема и солнцезащитного щитка для него.

«Так что для меня это чувствуется как тяжелый рюкзак. Лямки на плечах и пояс на талии, которые мы используем, делят этот вес между бедрами и плечами таким же образом, как это делается для рюкзака», — добавила она. По ее словам, благодаря конструкции оптимизирована мобильность скафандра, и он теперь позволяет делать обычные в жизни движения, гораздо более свободные, чем в предыдущих поколениях скафандров. На вопрос, сложно ли было поднять с пола камень, Дэвис ответила: «Не слишком сложно, я только постоянно думала о том, как бы его не уронить… скорее мешало давление». По ее словам, ей довелось отрепетировать свой выход на сцену всего один раз.

В свою очередь, ведущий разработчик скафандра Эмили Росс сообщила, что нынешний скафандр достаточно тяжел для того, чтобы носить его на земле. «У нас пока есть только прототип, он весит около 200 фунтов (91 кг) Но с системами жизнеобеспечения он будет тяжелее», — пояснила Росс. Инженер Дэвис передвигалась по сцене в скафандре без видимого труда, однако для того, чтобы позировать журналистам, использовала специальную подставку-опору. Дэвис объяснила, почему в скафандре столь высоко расположены системы обеспечения, которые выглядят как большой короб, возвышающийся над плечами и головой астронавта сзади. Это позволяет скорректировать центр тяжести таким образом, чтобы астронавт не потерял равновесие в тяжелом скафандре, пояснила она.

По словам Росс, скафандр по сути напоминает обычный мяч. «Скафандр находится под давлением, как баскетбольный мяч, а нам предстоит придать этому шару под давлением форму человеческого тела и заставить его двигаться. В этом заключается задача по созданию космического скафандра, — пояснила она.
Росс с похвалой отозвалась о российском аналоге изделия НАСА — перспективных модификациях скафандра «Орлан», которые должны работать как в открытом космосе, так и на Луне.

«В скафандрах «Орлан» мне нравится адаптивность, способность учитывать новые изменения. Мы тоже пытаемся сделать что-то подобное, чтобы продолжать менять и использовать новые идеи и мысли, особенно в системах жизнеобеспечения», — сказала Росс. По ее словам, это позволяет легче приспосабливать скафандр под конкретные задачи, хотя сокращает срок его использования. Американский лунный скафандр рассчитан на 8 часов работы плюс до одного часа дополнительно в случае непредвиденных ситуаций.

А.Ж.