Сотрудники летно-испытательного отдела РКК «Энергия» совместно с представителями Института медико-биологических проблем РАН и Центра подготовки космонавтов завершили эксперимент по моделированию бортовой деятельности экипажа в эргономическом макете научно-энергетического модуля (НЭМ). Об этом сообщили в пятницу в пресс-центре корпорации.

«В ходе эксперимента, который проводился 24 и 26 апреля, был смоделирован рабочий день экипажа из трех человек: имитировались ручной режим стыковки с грузовым кораблем, работа с научной аппаратурой, техническое обслуживание и ремонт модуля», — сказали в пресс-центре.

Испытательная бригада состояла из двух экипажей и группы специалистов, которая выполняла функции Центра управления полетами. Условный план полета космонавтов и оснащение макета в данном эксперименте были подобраны таким образом, чтобы оценить взаимодействие между экипажем, оборудованием и функциональными зонами модуля.

В РКК «Энергия» пояснили ТАСС, что эргономический макет НЭМ необходим, в частности, для проведения оценки конструкторских решений в интерьере модуля на этапах его создания, экспериментальной отработки взаимодействия экипажа при работе с модулем, а также для отработки операций по внутрикорабельной деятельности. «В дальнейшем на макете планируется проводить экспериментальную отработку бортовых инструкций и методик по этому модулю, а также документации по интеграции его в российский сегмент МКС. Оценка эргономики будет проводиться уже на следующем этапе создания НЭМ — на летном изделии», — уточнили в РКК «Энергия».

«Результаты эксперимента убедительно доказывают, что проектанты грамотно подошли к разработке конструкции модуля, учли и предложения космонавтов, и вопросы технической эстетики. Предложений и замечаний, по сути, оказалось не так уж и много, и все они войдут в отчетную документацию. На переходе к стадии изготовления летного изделия можно смело сказать, что эргономическое обеспечение НЭМ проведено нами в полном объеме», — сказал организатор эксперимента, начальник летно-испытательного отдела РКК «Энергия» Марк Серов.

По словам инженера летно-испытательного отдела РКК «Энергия» Евгения Прокопьева, условный экипаж работал по циклограмме типового дня. «Выполняли когнитивные, психологические тесты по оценке состояния членов экипажа, визуально-инструментальное наблюдение Земли и так далее. Также нашей задачей было в буквальном смысле мешать друг другу, чтобы выявить слабые места совместной деятельности», — рассказал он.

А.Ж.