Российские синоптики смогут более точно прогнозировать погоду благодаря уже работающему на орбите новому российскому спутнику «Канопус-В-ИК», сообщил 26 сентября в интервью РИА Новости на Международном астронавтическом конгрессе директор проектов по созданию систем ДЗЗ компании «Российские космические системы» Виктор Селин.

«Данные «Канопуса-В-ИК» могут применяться как дополнительные при формировании моделей погоды. Полоса обзора нашего радиометра составляет 2000 километров, поэтому спектральные диапазоны наблюдения можно считать информативными с позиции решения комплекса метеорологических задач», – отметил он.

По словам В.А.Селина, на этапе штатной эксплуатации после проведения всех необходимых калибровок целевая информация с космического аппарата «Канопус-В-ИК» будет «сбрасываться» и на приемные центры Росгидромета в Хабаровске, Новосибирске и Обнинске.

В названии аппарата присутствует аббревиатура «ИК», что означает применение в его составе аппаратуры инфракрасного диапазона спектра.

«Все типы объектов на поверхности Земли, природные или антропогенные, имеют индивидуальные спектральные характеристики, заключающиеся в различных отражательных, поглощательных и излучательных свойствах. ИК-диапазон излучения, большая часть которого недоступна человеческому глазу, имеет высокую информативность для идентификации и оценки состояния этих объектов», – пояснил Селин.

По его словам, ИК-диапазон делится на три части — ближний, средний и дальний. «В ближнем мы видим отраженное от поверхности планеты излучение, в среднем – сочетание собственного излучения Земли и отраженного излучения, а в дальнем – только собственное тепловое излучение земной поверхности», – отметил специалист.

Он уточнил, что в аппаратуре «Канопуса-В-ИК» применяется два спектральных канала в тепловой области – средней и дальней, что с учетом чувствительности прибора позволяет круглосуточно наблюдать и обнаруживать даже небольшие тепловые очаги и аномалии.

«Это и есть основная задача данного аппарата. Но возможности позволяют вести на больших площадях эффективный мониторинг техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, поиска подземных вод и геотермических источников, исследовать вулканическую деятельность, прогнозировать сейсмическую активность и многое другое», – заключил В.А.Селин.