Сибирский федеральный университет (СФУ) совместно с компаний «Научно-производственный центр магнитной гидродинамики» вывел на рынок сверхтонкую алюминиевую проволоку для использования в аэрокосмических аппаратах, сообщила пресс-служба СФУ. Разработка позволяет изготавливать для бортовой кабельной сети провода с высокой электропроводностью, способные при длительной эксплуатации выдерживать большие перепады температур. Заказчикам поставлены опытные партии изделия, сообщил 17 мая ТАСС.
Сейчас бортовые кабельные системы летательных аппаратов изготавливают из меди, удельная масса которой в три раза больше, чем у алюминия. Уникальность новой разработки заключается в использовании высокочастотного электромагнитного поля, при помощи которого литье алюминия осуществляется непрерывно. В результате новый материал, как сообщает пресс-релиз, «обладает критически важными показателям для авиакосмической техники: низкой массой, высокой электропроводностью и температуростойкостью».
Заказчиками сверхтонкой проволоки выступило АО «Особое конструкторское бюро кабельной промышленности» – российское предприятие, занимающееся разработкой кабельных изделий для ракетно-космической, авиационной и военно-морской отрасли. Им, а также еще двум предприятиям – московскому ООО «Спецавиа» и красноярскому «Альянс Метал Групп» были поставлены опытные партии продукта по 100-200 кг.
В настоящее время разработчики модернизировали лабораторную установку и опытно-промышленный комплекс и готовы организовать серийное производство продукции из разных сплавов алюминия. На технологию и оборудование получены российские патенты.
А.Ж.