Совет РАН по космосу обратился в Госкорпорацию «Роскосмос» с просьбой выделять средства на популяризацию отечественных достижений в области космических исследований, сообщил 27 декабря ТАСС со ссылкой на имеющийся в его распоряжении документ.
«Совет по космосу РАН выступает с предложением включить соответствующие статьи расходов на мероприятия по популяризации и пропаганде в бюджеты проектов по разделу «Фундаментальные космические исследования» Федеральной космической программы 2016-2025 гг. и просит Госкорпорацию «Роскосмос» изыскать соответствующие средства на эти работы», – говорится в письме Совета РАН по космосу, направленному в Госкорпорацию.
Ссылаясь на мировой опыт, ученые предлагают выделять на популяризацию и пропаганду не менее 2% от общего бюджета конкретного проекта, а также найти средства на информирование общественности о тех проектах, которые уже реализуются, но в бюджете которых нет подобной статьи расходов.
Средствами, при этом, по мнению ученых, должны распоряжаться головные научные институты по конкретному проекту, которые будут работать в координации с Роскосмосом. Ученые отмечают, что невозможно вести активную популяризацию космической деятельности без соответствующего финансирования. Из российских проектов, получивших известность в СМИ, сами ученые называют лишь две миссии – «Радиоастрон» и «ЭкзоМарс», при этом второй проект реализуется совместно с Европейским космическим агентством.
«Опыт мировых космических агентств показывает, что очень эффективен метод, когда затраты на мероприятия по популяризации и пропаганде хода и результатов конкретного проекта включаются в общий бюджет проекта в качестве отдельной статьи», – говорится в письме.
«Уже пришел ответ, что, к сожалению, в соответствии с федеральным законом о Государственной корпорации «Роскосмос», этого делать нельзя, но готовятся поправки в закон, и мы надеемся, что наша просьба будет учтена», – рассказал ТАСС директор Института космических исследований, председатель Совета РАН по космосу академик РАН Лев Зелёный. Он пояснил, что среди задач Российской академии наук такая функция предусмотрена, но в бюджете академии нет необходимых объемов финансирования.
Денежные средства, по словам Л.М.Зелёного, нужны на создание современных сайтов с информацией о проектах, постоянного их пополнения актуальной информацией, производство фильмов с использованием 3D-графики. «Для всего этого нужны профессионалы, но они бесплатно не работают», – отметил ученый.
Несмотря на отказ, в Роскосмосе предлагают РАН найти формы сотрудничества по данному вопросу. «Роскосмос совместно с профильными институтами РАН занимаются популяризацией научных достижений России, в частности, в области космоса. Мы изучаем различные варианты для усиления популяризации результатов космической деятельности», – сказали ТАСС в пресс-службе Госкорпорации.
Заведующий лабораторией Астрокосмического центра ФИАН, руководитель научной программы проекта «Радиоастрон», член- корреспондент РАН Юрий Ковалев и его коллеги из научной группы проекта в ФИАН самостоятельно пишут пресс-релизы и новости проекта, выступают на ТВ, радио, проводят научно-популярные лекции, регулярно общаются с журналистами, поскольку специалиста по связям с общественностью у проекта нет.
«Статьи расходов на научно-популяризационную деятельность в бюджете, который выделяется Астрокосмическому центру ФИАН в рамках контракта с Роскосмосом, просто нет. Мы на популяризацию «Радиоастрона» получаем 0 рублей 00 копеек. Я отвечаю за формирование и реализацию научной программы проекта, но при этом занимаюсь популяризацией, поскольку понимаю, что не заниматься этим нельзя. Это крупнейший успешный научный космический проект за всю историю современной России и мы обязаны о нем рассказывать», – заявил ТАСС Ю.Ю.Ковалев.
Как отметил Ковалев, с недавних пор на безвозмездной основе к информированию общественности о проекте подключились научные журналисты и популяризаторы. «Многим нравится наш проект, получаемые с его помощью результаты, они понимают, что нам надо помогать его рекламировать, – сказал он. – Отдельный момент – телестудия Роскосмоса. Журналисты телестудии регулярно выходят на нас, на наших коллег и снимают передачи, которые потом идут в эфир федеральных каналов. Опыт работы с ними только положительный».
В случае, если все же Роскосмос выделит средства на популяризацию космических проектов, учитывая, что, скорее всего, это будут небольшие суммы, приоритет будет отдан профессиональному написанию пресс-релизов и подготовке иллюстраций по результатам проекта, говорит Ковалев. «По отношению цены-качества пресс-релизы – самые эффективные с точки зрения воздействия на целевую аудиторию. Научно-популярный рассказ про историю, технические и научные аспекты проекта и его результаты в виде профессионального, современного, красочного веб-ресурса – посмотрите примеры в NASA или ЕКА – был бы также важен. Третье направление – более дорогое, но обеспечивающее более широкий охват аудитории – подготовка телевизионных передач, создание полноценных фильмов, которые можно было бы транслировать по телевидению, а также на экранах в музеях, планетариях, научных центрах», – рассказал он.
А.Ж.