В НПО Энергомаш прошло заседание секции Научно-технического совета (НТС), посвященное выполнению опытно-конструкторской работы (ОКР) «Зеленое топливо» по разработке технологии производства малотоксичного монотоплива и выбору материалов для термокаталитических двигателей малой тяги.
«Зеленое» топливо – разновидность ракетного топлива, соединяющая в себе окислитель, растворитель и само горючее. В таких видах топлива есть следующие компоненты: окислитель – ионные жидкости (растворенные в кислотах соли с температурой плавления ниже 100°С), например, нитрат гидроксиламмония (НГА); горючеее – спирты и глицин; растворитель – вода.
Представители ОКБ «Факел» (головной исполнитель ОКР) сообщили, что им вместе с предприятиями-соисполнителями удалось создать топливо на основе НГА, расчетный удельный импульс и плотность которого превосходят используемый в подобных двигателях гидразин, а класс опасности существенно ниже.
«При разработке такого топлива возникла необходимость создания камеры сгорания из специальных материалов, поскольку температура разложения и сгорания топлива около 1800°С. Мы предъявляли жесткие требования к материалу камеры сгорания двигателя, которая должна выдерживать такую температуру и окислительную среду», – сказал Валентин Каширский, сотрудник ОАО «Композит», соисполнителя ОКР. По его словам, «Композит» создал такую камеру из молибденового сплава.
Тематика «зеленого» топлива крайне актуальна и широко обсуждается на международных научно-практических форумах и семинарах. Члены НТС отметили, что учитывая перспективность данной темы, необходимо продолжить изучение «зеленого» топлива – ОКБ «Факел» планирует разработать линейку жидкостных ракетных двигателей малой тяги различной размерности, работающих на «зеленом» топливе для замены аналогов на гидразине.
Департамент коммуникаций ГК «Роскосмос»
23.12.2016