Элон Маск, глава SpaceX, выступил 27 сентября на Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре (Мексика) и рассказал о своих планах по постройке целого города на Марсе и организации «самоподдерживающейся» экспедиции на Красную планету из миллиона «марсонавтов», передает РИА Новости.

«Сегодня полет на Марс и жизнь на Красной планете кажется нам невозможной, однако мы должны сделать эту мечту реальностью за наше время жизни. Любой человек, который пожелает отправиться на Марс, должен иметь такую возможность. Не хочу быть «плохим пророком в своем отечестве», но в будущем Земля, вероятно, переживет катастрофу, и мы вымрем. Альтернатива этому – человечество должно стать «космическим» видом», – заявил Маск.

Возможностей у человека перейти к жизни на множестве планет, как объяснил предприниматель, не так много – наша ближайшая соседка, Венера, больше похожа на «ванну с кислотой», чем на рай богини красоты, а луны Юпитера и Сатурна, где в теории может существовать в жизнь, находятся слишком далеко.

У Марса в этом отношении, отмечает глава SpaceX, есть масса преимуществ. Во-первых, в прошлом он был похож на Землю, на нем есть запасы воды и газов, которые можно растопить и вернуть Марсу океаны и плотную атмосферу. Текущий состав атмосферы Марса, содержащий два важнейших вещества для флоры – азот и углекислоту, уже позволяет использовать ее для выращивания растений на Красной планеты, если повысить атмосферное давление.

Поэтому, по словам Маска, Марс является идеальным «полигоном» для перехода человечества к жизни в космосе, и SpaceX планирует стать движущей силой в этой трансформации.

Полет на Марс, подчеркнул Маск, не должен ограничиваться экспедицией, подобной программе Apollo – высадка каждого астронавта на Луну, по его словам, обошлась налогоплательщикам США в 10 миллиардов долларов, что конечно, недопустимо для колонизационных проектов. Поэтому SpaceX хочет одновременно решить две задачи – создать на Марсе «самоподдерживающийся» город, самостоятельную цивилизацию из миллиона людей, и сократить себестоимость полетов на Красную планету в 50000 раз.

Для этого инженеры SpaceX уже сегодня работают над реализацией пунктов «марсианской программы» компании, которая включают в себя разработку технологий по выработке и использованию на Марсе топлива и особых многоразовых кораблей.

Производство топлива на Марсе из местных ресурсов, а также заправка или дозаправка кораблей на орбите Земли, по словам Маска, позволит сократить расходы на отправку грузов на Марс в 5-10 раз, а использование многоразовых кораблей еще сильнее уменьшит их.

Носитель и корабль для колонизации Марса, которые разрабатываются в стенах SpaceX, по своим размерам будут действительно гигантскими. Первый будет доставлять на околоземную орбиту 450 тонн груза, второй будет вмещать в себя от 100 или 200 пассажиров. Маск планирует сделать стоимость полета сопоставимой с теми суммами, которые жители США выкладывают при покупке дома и брать с пассажира за полет на Марс в один конец 200 тысяч долларов.

Масса, стартовая тяга и полезная нагрузка ракеты-носителя будут в 3-5 раз выше, чем у РН Saturn V, за счет инженерных новаций SpaceX и новых двигателей Raptor на кислородно-метановом топливе, проходящих тесты сегодня на Земле. Первая ступень с 42 двигателями тягой по 310 тонн будет совершать посадку на Землю для повторного использования.

В качестве топлива, как объяснил Маск, будет использоваться метан, следы которого уже находили на Марсе и который можно относительно дешево и безопасно производить на Красной планете. Окислителем выступит кислород, производство которого тоже не вызовет проблем на Марсе. Для хранения этих веществ инженеры SpaceX разработают специальные баки из углеволокна, захватывая которые на орбите, корабль-челнок сможет заправиться при взлете с поверхности Земли и при полете на Марс.

Флот из подобных кораблей, как планирует Маск, совершит примерно 10 тысяч полетов к Марсу в ближайшие 40-100 лет, доставив примерно миллион колонистов на Красную планету. Как надеется Маск, это положит начало самостоятельной цивилизации на Марсе, которая сможет сама себя обеспечивать всем необходимым, в том числе и пищей.

Главным вопросом на сегодня, как отметил предприниматель, является финансирование – Маск признался, что все деньги, которые он накопил за последние годы, он планирует потратить на реализацию этой задачи. Кроме того, как пошутил предприниматель, SpaceX будет принимать пожертвования через Kickstarter и искать иные источники денег.

Первый же «частный» полет на Марс, как планирует Маск, осуществит не этот корабль, а новая версия космического корабля Dragon, варианты для отправки которого к Красной планете SpaceX будет искать, начиная с 2020 года.

А.Ж.