Научная команда «Розетты» опубликовала первые результаты анализа частиц пыли, пойманных инструментами зонда во время облета кометы Чурюмова–Герасименко. Они рассказали ученым о том, как могли формироваться мельчайшие «зародыши» Земли и других планет, сообщило 1 сентября РИА Новости со ссылкой на публикацию в журнале Nature.

Сегодня у ученых почти нет сомнений в том, что планеты начинают свое рождение внутри плоского газопылевого диска, заполненного мелкими частицами пыли и плотными клубами газа, а их формирование заканчивается в ходе серий столкновений планетизималей («зародышей» планет размером с Весту или Цереру), а также крупных комет и астероидов.

«Посередине» между ними зияет теоретическая пустота – пока планетологи не пришли к единому мнению насчет того, что происходит после слепления единичных зерен пыли в относительно небольшие комки сантиметрового размера. Существует несколько разных теорий, проверка которых была невозможна до последнего времени.

Ответ на эту загадку планетологи пытаются найти двумя путями – наблюдая за новорожденными планетными системами в микроволновом диапазоне и изучая зерна пыли, сохранившиеся в недрах комет с времен рождения Солнечной системы. Второй, более надежный и интересный метод изучения тайн формирования планет, стал доступен только в конце 2014 года, когда Rosetta прибыла к комете Чурюмова–Герасименко.

Марк Бентли (Mark Bentley) из Института космических исследований Австрии в Граце и его коллеги по научной команде «Розетты» представили сегодня первые результаты подобного анализа, раскрывшего возможный механизм сцепления зерен пыли в более крупные структуры.

Как рассказывают ученые, Rosetta следила за пылью с кометы Чурюмова–Герасименко фактически с момента ее прибытия к этому небесному телу в августе 2014 года при помощи космического «пылесоса» MIDAS, оценивавшего размеры, форму и физические свойства частичек материи, выбрасываемых из «хвоста» кометы.

За два года данный прибор накопил достаточное количество зерен пыли, что позволило ученым оценить, насколько разнообразным был ее «видовой состав» в первые дни жизни Солнечной системы, когда сформировалась комета Чурюмова–Герасименко. В дополнение к этому ученые изучили химический состав пыли при помощи спектрометра COSIMA на борту «Розетты».

Оказалось, что пыль в недрах кометы, вопреки ожиданиям ученых, была не однообразной, а крайне разнородной по своим размерам, массе и свойствам. Им удалось найти как небольшие и плотные зерна материи эллипсоидной формы, так и достаточно крупные и рыхлые конгломераты размерами в несколько микрометров, возникшие в результате слияния нескольких частиц пыли, а также частицы средних размеров.

Их «видовой состав», как выражаются ученые, можно сравнить с своеобразной матрешкой из постепенно растущих по своим размерам частиц, что подтверждает одну из популярных на сегодня теорий о том, что «космическая галька» и более крупные фрагменты пород формировались в результате последовательного сцепления и слияния зерен пыли друг с другом под действием электростатических сил. Все это заметно проясняет наши представления о том, как происходило рождение Земли и других планет на самых ранних этапах их существования.

А.Ж.