Представители NASA встретились с китайскими коллегами в попытке наладить диалог и расширить сотрудничество с Китайской национальной космической администрацией CNSA в обход ограничений, наложенных на подобное сотрудничество Конгрессом США, сообщило 4 августа издание Space News.

По словам Space News, Майкл Фрайлих (Michael Freilich), руководитель отделения изучения Земли в штаб-квартире NASA, 12 июля встретился в Пекине с коллегами из Китайской академии наук «для улучшения координации в вопросах изучения Земли». Этот факт признал официальный представитель NASA Стивен Коул (Steve Cole) после появления сообщений об этом в китайской прессе.

Целью встречи, по словам Коула, выступал климатический зонд TanSat, который сейчас разрабатывается в стенах Китайской АН для наблюдений за уровнем углекислоты и других парниковых газов в атмосфере. По текущим планам CNSA, этот спутник будет выведен на орбиту в конце 2016 года на борту ракеты CZ-2D.

Чувствительность этого спутника будет заметно выше, чем у OCO-2, его аналога, запущенного NASA два года назад, и сотрудники американского агентства, работающие со своим аппаратом, хотели бы получить доступ к данным, которые будет собирать его китайский собрат. Это, однако, невозможно из-за правовых ограничений, наложенных пять лет назад.

Возможность обмена данными в обход санкций, как предполагает SpaceNews, может быть проработана в ближайшие дни, когда Китай посетит руководитель NASA Чарлз Болден, находящийся сейчас с визитом в Японии.

Китай является по сути единственной космической державой мира, с которой NASA не может вести никакого сотрудничества с расходованием бюджетных средств из-за ограничений, официально наложенных Конгрессом США в апреле 2011 года, но существовавших и задолго до этого времени. Корни этой проблемы растут из так называемого доклада Кокса – секретного расследования Конгресса США, проведенного в 1989-1999 гг. и посвященного масштабным акциям промышленного шпионажа, который вели агенты КНР на территории США в 1980-е и 1990-е годы.

Выводы доклада не были полностью обнародованы, однако по просочившимся в прессу утечкам стало ясно, что его авторы считают, что КНР смог значительно нарастить свой ядерный потенциал и возможности баллистических ракет за счет технологий, украденных с военных и гражданских предприятий США. Политики и чиновники восприняли эти выводы очень серьезно, и с того времени начинается резкое охлаждение отношений между странами.

Кульминацией этого процесса стала цепочка писем конгрессменов и сенаторов, направленных президенту Обаме в 2010 и 2011 годах после визитов главы NASA Чарлза Болдена в Китай, в которых они призывали главу государства отказаться от всех видов кооперации с новой «империей зла», так как они помогают КНР наращивать свою военную мощь.

В итоге в апреле 2011 года обе палаты Конгресса США внесли в бюджетный законопроект поправку о полном запрете сотрудничества с Китаем в космосе. Этот шаг вызвал протесты со стороны руководства NASA и научного сообщества, где многие посчитали этот шаг «постыдным и неэтичным» и «попыткой США удержать лидерство в космосе любой ценой».