Пятый марсоход NASA, наследник ровера Curiosity, обойдется космическому агентству США как минимум в 2,1 миллиарда долларов, что на 40% больше называвшихся изначально цифр. Об этом сообщило 21 июля РИА Новости со ссылкой на издание Space News.

В декабре 2012 года, после успешной посадки марсохода Curiosity в кратер Гейл на экваторе Марса и начала изучения тайн этого высохшего озера, NASA объявило о намерении создать еще один ровер, который должен отправиться на Красную планету в 2020 году. 15 июля 2016 г. было объявлено об успешном завершении защиты проекта и переходе к этапу детального проектирования, изготовления и запуска нового аппарата.

Как изначально подчеркивали в NASA, этот марсоход будет основан на той же платформе, что и четвертый ровер, но при этом будет оснащен другим набором инструментов. Их главным предназначением будет не поиск следов воды, а проверка способности Марса в прошлом и сегодня поддерживать жизнь.

Из-за проблем внешнеполитического характера пятый марсоход, в отличие от двух других марсианских миссий NASA, ровера Curiosity и орбитального зонда Mars Odyssey, не будет оснащен российским детектором воды NORD, который разрабатывался для этого ровера в ИКИ РАН группой Игоря Митрофанова. С другой стороны, на борту марсохода-2020, пока не получившего официальное имя, будет установлен микрофон, что позволит нам впервые «услышать» звуки Марса.

Curiosity обошелся налогоплательщикам США в более чем 2,5 миллиарда долларов, что неоднократно побуждало ряд конгрессменов попытаться «закрыть» дорогостоящий проект, чья изначальная стоимость не должна была превысить 800 миллионов долларов и чей запуск должен был состояться в 2009 году.

Использование той же технологической платформы, как подчеркивали в NASA, должно сократить стоимость пятого ровера примерно до 1,5 миллиарда долларов. Однако на этой неделе NASA озвучило новые оценки, которые приближают ровер 2020 года к стоимости своего прародителя – сейчас его постройка, испытания и запуск оцениваются как минимум в 2,1 миллиарда долларов. Еще порядка 300 миллионов будет необходимо выделить на обеспечение работы марсохода после его запуска.

На что пойдут эти деньги? По словам NASA, ровер будет доставлен на поверхность Марса в феврале 2021 г. при помощи усовершенствованной «реактивной» системы посадки Skycrane, которая на этот раз сможет посадить марсоход на более неровную поверхность. Аппарат совершит посадку с точностью современной крылатой ракеты, а также запишет не только видео, но и звуки приземления.

Кроме того, на борт марсохода может быть установлен небольшой дрон-вертолет, оснащенный камерами и рядом научных приборов. Он поможет марсоходу делать «селфи» в разы быстрее, чем с этим справляется Curiosity, и сможет получить первые высокачественные панорамные видео с Марса. Сам марсоход будет оснащен более продвинутой компьютерной системой, чем его предшественник, которая поможет ему вести самостоятельные исследования при отсутствии связи с Землей.

Пока не понятно, что будет происходить с образцами пород, которые аппарат соберет для отправки на Землю. Неназванные представители NASA заявили Space News, что они могут быть «подобраны» и переправлены на орбиту вокруг Марса уже в 2022-2023 годах при помощи специальных капсул, которые будут доставлены к Красной планете следующим зондом NASA, о постройке которого агентство заявило во вторник 19 июля.