05.08.2021 13:04

На МКС протестируют сверхмощный магнит по математической модели

На Международной космической станции проведут эксперимент с новым сверхмощным магнитом по модели, разработанной учеными Удмуртского государственного университета. Об этом 8 апреля сообщил корреспонденту ТАСС доцент кафедры общей физики, заведующий лабораторией физики конденсированных сред физико-энергетического факультета УдГУ Михаил Кривилев. "Новый материал в ходе эксперимента на МКС поместят в специальный прибор в форме катушки, где его нагреют и резко охладят, после чего он поменяет свою структуру и приобретет новые свойства. По сравнению с существующими, новый магнитный материал будет превышать их свойства приблизительно на 30-40%", - сказал он. Образцы нового материала, состоящего из железа, кобальта, бора и неодима были созданы учеными из Германии, а группа разработчиков из Удмуртии составила математические расчеты, моделируя предстоящий эксперимент. Всего на МКС доставлено три образца новых сплавов, каждый из них испытают 10-15 раз по две минуты. Разработчики на Земле будут наблюдать за процессом с помощью видеокамер и датчиков. Если эксперимент подтвердит прогнозы удмуртских ученых, открытие передадут инженерам для создания технологии и внедрения нового материала в производство. "Магнитные материалы используются повсеместно - от компьютерных дисков до антенн сотовых телефонов. Новый магнит, благодаря его улучшенным характеристикам, позволит уменьшить эти устройства, сделать их легче", - рассказал Кривилев. Он отметил, что новый сплав может использоваться инженерами-медиками, которые работают над созданием небольших роботов, способных доставлять лекарства в определенные части организма - для управления медицинскими роботами используется магнитное поле, "и наш материал тоже может в них использоваться", считает Кривилев. В пресс-службе вуза ТАСС рассказали, что эксперимент по исследованию новых магнитных материалов в условиях невесомости будет проводиться на МКС 26-29 апреля. Подготовку к нему вели ученые Удмуртского госуниверситета вместе с коллегами из Германии, Бельгии, Великобритании и США в течение нескольких лет. В вузе отметили, что это первый в истории науки Удмуртии международный космический эксперимент такого уровня, который получил шифр "Перитектика" (от греческого "плавлю, разжигаю"), и введен в долгосрочную программу космических исследований Роскосмоса. А.Ж.