Переход от соперничества между США и Россией к широкому международному сотрудничеству стал главным достижением в космической деятельности за 55 лет, прошедшие со времени исторического полета Юрия Гагарина.

Такое мнение высказали в интервью корреспонденту ТАСС накануне отмечаемого в России Дня космонавтики эксперты из авторитетной американской общественной организации Space Foundation, занимающейся популяризацией космических исследований.

Как полагает ее руководитель Эллиот Пулэм, «два самых главных достижения — это переход от космической гонки двух государств к международному сотрудничеству с участием более чем 100 стран, а также нынешняя эволюция глобальной космической сферы деятельности, которая привлекает частные инвестиции и в которую втягиваются коммерческие космические предприятия в промышленных масштабах».

Глава Space Foundation считает, что «серьезное соперничество в космосе между разными государствами и компаниями продолжается, но тот факт, что эти «соперники» являются одновременно партнерами и осуществляют сотрудничество, имеет важное значение».

«Американо-советская программа «Аполлон-Союз» была первым реальным воплощением идеи превращения соперников в партнеров, которая получила свое развитие в проекте «Шаттл-Мир» и, конечно, в программе Международной космической станции (МКС), — напомнил Пулэм. — Поэтому те шаги, которые когда-то предприняли вместе Соединенные Штаты и Россия, до сих пор служат примером того, как можно осуществлять одновременно соперничество и сотрудничество».

С его мнением согласен бывший американский астронавт Лерой Чиао, являющийся сейчас специальным советником Space Foundation. Он совершил в общей сложности четыре космических полета на американских шаттлах и российских «Союзах», во время которых шесть раз выходил в открытый космос, а в 2004-2005 годах работал вместе с российскими космонавтами в составе длительной экспедиции на МКС.

Отвечая на вопрос о достижениях в космической области за последние 55 лет, он отметил, что в плане развития техники главным из них «стали пилотируемые полеты, а затем высадка человека на Луну, строительство многофункциональных кораблей многоразового использования по программе Space Shuttle и сотрудничество многих стран при сооружении и использовании МКС».

«Предприняв эти шаги, мы создали основу для дальнейшего исследования космического пространства, — пояснил Чиао. — А в философском плане главным достижением стало изучение других планет в нашей Солнечной системе. Это показывает, что люди больше не замыкаются только на одной Земле и что по своей природе мы исследователи».

На переход к широкому международному сотрудничеству в космической области обращает внимание и директор NASA Чарльз Болден. Если в годы холодной войны Вашингтон и Москва вели космическую гонку, то «сейчас вместо этого идет соревнование идей», заявил он, отвечая недавно на вопрос корреспонденту ТАСС на конференции по спутниковой связи в Вашингтоне.

При этом Болден сообщил, что космическое ведомство США заинтересовано в том, чтобы обсудить с другими странами свой главный перспективный проект — подготовку первого пилотируемого полета на Марс. NASA рассчитывает отправить человека на Красную планету примерно в середине 2030-х годов.

По словам Болдена, американские специалисты готовы обсуждать эти планы «с ведущими космическими державами и с другими странами, которые тоже могут участвовать в совместных космических проектах». «Мы намерены продолжить диалог на эту тему со всеми участниками программы МКС — космическими агентствами России, Канады, Японии и стран Европы. Мы хотим узнать, что думают другие страны по поводу того, как осуществить путешествие на Марс», — заявил руководитель NASA.

А.Ж.