На зонде TGO, который отправится к Марсу в марте 2016 года, установлен не основной, а запасной экземпляр российского прибора FREND, так как в работе одного из четырех детекторов первого был зафиксирован чрезмерно высокий уровень шума, сообщило 22 января РИА Новости со ссылкой на ЕКА.

Одним из четырех ключевых инструментов европейского зонда TGO является российский нейтронный спектрометр FREND (Fine Resolution Epithermal Neutron Detector) – специальный прибор для поиска следов воды и льда в грунте Марса, разработанный в Институте космических исследований РАН группой российских физиков под руководством Игоря Митрофанова.

Российские ученые имеют передовой опыт в этой отрасли – «дедушка» FREND, прибор HEND, был установлен на борту зонда Mars Odyssey, который изучает Марс с октября 2001 года, а его «папа», прибор DAN, работает сейчас на борту марсохода Curiosity. И HEND, и DAN продемонстрировали отличные качества и проработали заметно дольше гарантийного срока. По словам российских физиков, FREND будет обладать в 10 раз более высоким разрешением, чем его предшественники.

Для TGO российские специалисты изготовили два одинаковых летных экземпляра прибора FREND – основной и запасной. Первый из них был передан ЕКА для сборки в 2015 г. Во время заключительных испытаний зонда в Канне перед отправкой на Байконур было обнаружено, что один из четырех детекторов прибора FREND выдает сигнал с поышенным уровнем шума. Проблема не была фатальной, но привела бы к снижению чувствительности FREND, и было решено заменить прибор запасным.

Как и планировалось, в декабре TGO был доставлен на Байконур, а второй экземпляр FREND, еще раз тщательно испытанный специалистами ИКИ, установили на КА в начале января уже на космодроме. Подобный шаг позволил ЕКА и ИКИ избежать ситуации, в которую попало NASA с марсианским посадочным модулем InSight – там из-за разгерметизации французского сейсмометра запуск КА, также запланированный на март 2016 года, пришлось отложить до следующего астрономического окна, то есть как минимум на два года.