Конгресс США полностью одобрил запрошенный бюджет NASA на следующий год и даже увеличил его на 800 миллионов долларов, выделив примерно 19,3 миллиарда долларов на развитие космической отрасли США, что на 1,3 млрд больше, чем в 2015 году, сообщило 16 декабря РИА Новости со ссылкой на сайт Конгресса США.

Это сообщение не соответствует действительности.

В действительности речь идет лишь о законопроекте о бюджете США на 2016 финансовый год, который предложил 15 декабря Комитет по ассигнованиям Палаты представителей США. Финансовый год начался еще 1 октября, однако из-за перманентного расстройства бюджетного процесса в США бюджет не принят до сих пор.

В феврале 2015 г. администрация президента Обамы запросила для NASA на 2016 ф.г. ассигнования в сумме 18,53 млрд $ — на 0,52 млрд выше фактического уровня финансирования в 2015 ф.г. В последней версии бюджетного законопроекта, еще не принятого Конгрессом и не подписанного президентом, агентству предлагается выделить 19,28 млрд $.

Из этой суммы 4,03 млрд $ предназначается для перспективных пилотируемых программ, включая сверхтяжелый носитель SLS, корабль Orion и коммерческие космические корабли, и 5.59 млрд $ — на научные космические программы всех видов. Таким образом, финансирование перспективных пилотируемых программ должно быть уменьшено на 476 млн $ по сравнению с запросом, а научных – увеличено на 301 млн. В частности, законодатели готовы выделить 175 млн $ на создание аппарата для исследования Европы, спутника Юпитера, в конце 2020-х или в начале 2030-х годов.

На протяжении последних пяти лет, после прихода к власти администрации Обамы и смены руководства NASA, правительство Соединенных Штатов неуклонно сокращало бюджет космического агентства. Самые масштабные сокращения прошли в 2011 и 2012 годах, когда была отменена программа Constellation, предусматривавшая возвращение на Луну и экспедицию на Марс, а ассигнования на исследование планет были урезаны на более чем 20%.

Этот шаг вынудил NASA отменить или приостановить ряд амбициозных программ по изучению ближнего и дальнего космоса, в том числе выйти из американско-европейского проекта ExoMars, остановить работы по созданию телескопа гравитационных волн LISA и «отодвинуть» запуски многих других зондов и спускаемых аппаратов, в том числе ряд миссий по программе Discovery.