Российский ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК, Санкт-Петербург) разработал действующий макет космической транспортной манипуляционной системы для поддержки космонавтов при работе в открытом космосе, ее рабочий вариант планируется создать к 2020 году. Об этом сообщил ТАСС директор – главный конструктор ЦНИИ РТК Александр Лопота.

«Система предназначена для поддержки космонавтов при работе в рамках внекорабельной деятельности, проведения автономных работ по установке различного оборудования, для проведения ремонтных операций», – рассказал А.В.Лопота.

По его словам, система может работать как в телеуправляемом режиме, так и полностью автономно. «Она может выполнять регламентные работы непосредственно на борту станции, а через штатные шлюзовые отсеки можно было бы выводить ее в космос в автоматическом режиме», – отметил конструктор.

Как рассказал Лопота, на сегодняшний день работоспособность системы при заряженных аккумуляторных батареях рассчитана на восемь часов. Разработчики предполагают, что система сможет подзаряжаться благодаря такелажным и базовым элементам, установленным на внешней поверхности космического корабля.

Как отметил собеседник агентства, функционирование системы в условиях невесомости отрабатывается уже сейчас – с использованием стенда, специально созданного для этих целей в ЦНИИ РТК. «В части некоторых узлов система прошла испытания, задачи испытывать всю систему на космическое воздействие не стояло. Наша задача – отработка функционала и компоновки самой системы», – добавил Лопота.

Лопота рассказал, что ЦНИИ РТК планирует совместно с Федеральным космическим агентством принять участие в создании средств робототехнического обеспечения.

«Должна быть подписана новая Федеральная космическая программа на период до 2025 года, и мы рассчитываем, что работы по космической робототехнике будут там представлены. Мы вносили ряд предложений в новую программу и надеемся, что они будут учтены. Мы рассчитываем, что к 2020 году мы сможем создать эту систему, готовую к запуску в космос», – заявил он.

При этом глава ЦНИИ РТК заявил, что несмотря на то, что работу МКС пока продлили только до 2024 года, присутствие России в космосе, в том числе по линии пилотируемой космонавтики, будет продолжаться и далее. «Логичным будет наличие орбитальной инфраструктуры, где однозначно будут востребованы робототехнические комплексы», — отметил он.

По его словам, такие технологии являются первым шагом к обеспечению межпланетных миссий. «То есть, если мы говорим об освоении Луны и Марса, то начало присутствия человека там будет связано с робототехническими средствами, которые будут создавать инфраструктуру на планетах, отрабатывать сценарии присутствия на этих планетах людей, и только потом туда отправят космонавтов», – пояснил А.В.Лопота.