Экспериментальный аппарат LISA Pathfinder, прибывший на космодром Куру во Французской Гвиане с опережением графика на борту российского Ан-124, должен отправиться в космос 2 декабря в 7 часов утра по Москве, сообщила 9 октября пресс-служба Европейского космического агентства.

Если запуск пройдет удачно, то приблизительно через два месяца LISA Pathfinder выйдет на заданную орбиту вокруг точки Лагранжа L1, на расстоянии в 1,5 миллиона километров от Земли в сторону Солнца. В начале февраля 2016 года он начнет проводить наблюдения и эксперименты, которые продлятся как минимум шесть месяцев.

Аппарат LISA Pathfinder, сборка и проверка которого были завершены в августе, станет первой космической обсерваторией, при помощи которой человечество будет искать следы гравитационных волн, порождаемых взаимодействиями между крупными и особо тяжелыми объектами в далеком космосе. Он является своеобразным «пробным шаром» для большого проекта LISA, инициированного в 2001 г. совместными усилиями NASA и ЕКА и предусматривающего создание трехспутниковой космической системы по поиску подобных волн. В рабочем состоянии аппараты LISA должны образовать правильный треугольник, стороны которого (длиной по 5 миллионов километров) «прочерчены» лазерными лучами. При прохождении гравитационных волн лучи лазера будут отклоняться, что позволит их зафиксировать.

В 2011 году NASA объявило о своем выходе из проекта, после чего реализация основного проекта LISA была отложена на неопределенный срок. Тем не менее ЕКА приняло решение продолжить работы по созданию экспериментального аппарата LISA Pathfinder, на борту которого ученые и инженеры отработают технологии, необходимые для поддержания лазерного «треугольника», и попытаются поймать гравитационные волны.

По своему устройству LISA Pathfinder представляет полноценную «треть» LISA, которая связывается не с двумя частями лазерного «треугольника» на расстоянии в 5 миллионов километров, а фактически сама с собой, в результате чего лучи лазера будут проходить всего 38 сантиметров, передает РИА Новости.