Наземные станции китайской навигационной спутниковой системы «Бэйдоу» будут размещены в Иркутской области, в Камчатском крае и в Подмосковье в ответ на размещение трех российских станций ГЛОНАСС в Китае. Об этом сообщил 14 сентября ТАСС первый заместитель генерального директора компании «Российские космические системы» Григорий Ступак. «Наше предприятие будет размещать восемь станций вдоль границ России, три в Китае, где уже проведены рекогносцировочные работы, две в Казахстане, одну в Белоруссии. Для того, чтобы их разместить, нужны межправительственные соглашения. С Китаем оно готовится, с Казахстаном есть, с Белоруссией тоже есть. В ответ станции «Бэйдоу» будут поставлены в Иркутске, на Камчатке и в Подмосковье», – сказал он.

Всего в рамках Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» до 2020 года по всему миру будет установлено порядка 50 наземных станций, пояснил Г.Г.Ступак. В частности, ведутся переговоры о размещении станций в Скандинавии, Африке, Океании, Индонезии, Австралии и Японии.

Григорий Ступак также сообщил, что специалисты рассматривают варианты обеспечения навигационными сигналами российской ракетно-космической техники на орбите и поверхности Луны. «Есть амбициозные планы у нас по поводу Луны. Было бы неплохо развернуться в сторону Луны и каким-то образом оказывать навигационную поддержку при реализации космических программ. И мысли есть, и планы есть», — сказал он.

Ступак пояснил ТАСС, что космические аппараты системы ГЛОНАСС находятся на высоте 19000 км над Землей и их навигационный сигнал могут использовать космические средства, летающие на высотах до 2000 км. Однако навигационный сигнал, пролетающий мимо Земли, доступен и для космических аппаратов, расположенных на геостационарных орбитах, находящихся выше спутников системы ГЛОНАСС. Для обеспечения навигационным сигналом ракетно-космической техники на еще больших высотах предлагается повысить мощность передатчиков, а также установить на спутники системы ГЛОНАСС дополнительную направленную от Земли антенну. Такое решение поможет существенно упросить навигацию на подлете к Луне, пояснил Ступак.

Впрочем, это решение не является единственно возможным. «Совсем не обязательно для реализации лунной программы использовать ГЛОНАСС, можно свои навигационные точки создать, «лунный» ГЛОНАСС», – отметил он.

По словам Григория Ступака, обновление орбитальной группировки системы ГЛОНАСС на космические аппараты нового поколения «Глонасс-К» начнется с 2018 года. «С 2018 года мы будем наблюдать обновление орбитальной группировки, и основу будут составлять космические аппараты «Глонасс-К». Их существенным отличием является то, что они будут излучать сигналы с кодовым разделением. Таким образом, ГЛОНАСС наряду с сигналами с частотным разделением будет излучать сигнал с кодовым разделением. В этом отношении, это будет серьезное преимущество ГЛОНАСС перед другими системами», – сказал Г.Г.Ступак.

К этому времени, отметил он, будет близиться к завершению или закончится формирование орбитальных группировок европейской системы Galileo и китайской «Бэйдоу». «Сейчас система только разворачивается. Буквально два дня тому назад мы получили информацию, что еще два спутника системы Galileo запущены нашей ракетой-носителем. Теперь в системе будет функционировать десять космических аппаратов. Можно полагать, что к 2018-2019 годам система будет развернута в полном составе», – пояснил Ступак. Он добавил, что формирование группировки «Бэйдоу» должно завершиться к 2020 году.

Сейчас в системе ГЛОНАСС находятся два аппарата серии «Глонасс-К», оба проходят летные испытания. Ранее Николай Тестоедов, гендиректор компании «Информационные спутниковые системы» имени М.Ф.Решетнёва, выпускающего спутники для ГЛОНАСС, заявил журналистам, что запуски следующих аппаратов «Глонасс-К» планируется осуществлять с 2017 года.

«Равномерность навигационного покрытия системы ГЛОНАСС создается за счет жесткой структуры. Для каждого аппарата определена номинальная точка. В этой «лузе» аппарат удерживается четыре-пять лет, то есть, по сути, если он летает семь лет, то лишь однажды мы будем вынуждены включать двигательные установки, чтобы вернуть его в исходную позицию и, таким образом, сохранить орбитальную структуру», – сказал Ступак.

Он подчеркнул, что отечественные специалисты первыми пришли к необходимости жесткой привязки спутников к определенным точкам в структуре системы. Теперь по тому же пути пошли европейцы с системой Galileo и китайцы с «Бэйдоу». Соединенные Штаты же избрали другой путь, напомнил Ступак – у спутников GPS нет строго фиксированных рабочих точек. Из-за этого над определенным районом мира американских спутников в определенный период может быть больше, чем в другом, пояснил он.

А.Ж.