В пятницу, 11 сентября, президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев, ректор Томского политехнического университета (ТПУ) Пётр Чубик и директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН (ИФПМ) Сергей Псахье подписали соглашение, направленное на расширение стратегического партнерства в области создания инновационных технологий для космоса и подготовки высококвалифицированных кадров.

Церемония подписания состоялась в Москве в представительстве Томской области при Правительстве России в присутствии губернатора и председателя наблюдательного совета ТПУ Сергея Жвачкина. От РКК «Энергия» в церемонии подписания также приняли участие первый заместитель генерального конструктора Евгений Микрин и заместитель генерального конструктора Александр Чернявский.

«Для нас в первую очередь представляет интерес тот научный потенциал, который сформировался в Томской области. Тут сосредоточены крупнейшие университеты и научные базы. Нам нужны сегодня молодые люди с новой энергетикой и нестандартным мышлением», – отметил В.Л.Солнцев по завершении процедуры подписания.

В свою очередь, губернатор Томской области С.А.Жвачкин добавил, что расширение формата сотрудничества свидетельствует о высоком потенциале томской высшей школы и академической науки в ракетно-космической сфере.

«Томский научно-образовательный комплекс становится одним из важнейших исследовательских центров космической отрасли и новое соглашение – тому доказательство», – сказал С.А.Жвачкин.

Взаимодействие РКК «Энергия», Томского политехнического университета и Института физики прочности и материаловедения будет осуществляться в области создания технологий для российской космической техники нового поколения и увеличения безопасности полетов в космос. Расширение сотрудничества направлено на опережающее импортозамещение, укрепление экономической и технологической безопасности России.

В сфере интересов партнерства – создание легких и высокопрочных материалов с увеличенным сроком эксплуатации, способных эффективно работать в условиях экстремальных воздействий космического пространства, а также разработка уникальных методик динамического моделирования и ресурсных испытаний ответственных конструкций на стойкость к вибрационным нагрузкам.

Задачей стратегического партнерства Корпорации, ТПУ и ИФПМ также является формирование высококвалифицированных творческих коллективов и открытие совместных научных центров, на базе которых будет осуществляться разработка передовых технологий; работа по целевой подготовке высококвалифицированных специалистов для космической промышленности; создание изделий и оборудования для космоса и авиации. Главная ставка делается на сетевое взаимодействие вузовской и академической науки с промышленностью.

РКК «Энергия» уже имеет опыт успешных совместных проектов с Томским политехом и ИФПМ. Так, на МАКС-2015 была представлена высокоэффективная технология контроля качества соединений, полученных методом сварки трением с перемешиванием, для изготовления корпусных элементов ракетно-космической техники нового поколения.

В коллаборации с РКК «Энергия» и ИФПМ Томский политехнический университет открыл в этом году научно-образовательный центр «Современные производственные технологии» и центр перспективных исследований «Многоуровневое динамическое моделирование материалов и конструкций». Уже этой осенью, в рамках партнерства, будет запущен научно-образовательный центр ресурсных испытаний. Он станет частью формирующегося в Томском политехе многопрофильного инжинирингового центра, который университет планирует открыть в мае 2016 года к своему 120-летнему юбилею. К этому событию будет приурочен и запуск в феврале 2016 года с борта Международной космической станции спутника, в котором уже будут реализованы новые технологии, в т.ч. 3D печать корпусных деталей на основе результатов их динамического моделирования и виртуальных испытаний, сообщает пресс-центр РКК «Энергия».