Детектор космических частиц AMS, установленный на борту МКС в 2011 году и предназначенный для поиска «темной материи», в очередной раз переживает сбои, связанные с неполадками в работе одного из насосов системы охлаждения. Его окончательная поломка может привести к преждевременному завершению эксперимента, сообщает новостная служба журнала Nature.

«Мы рассматриваем все возможные варианты сбоев, которые могли вызвать поломку 4-го насоса устройства, и ищем все возможные пути для ее починки. Мы уже исключили то, что причиной сбоя могли послужить космические лучи, «поджарившие» электронную начинку насоса», — заявил редакции журнала Марк Систилли (Mark Sistilli), руководитель программы AMS в штаб-квартире NASA.

По словам Систилли, сейчас AMS использует три насоса для охлаждения детектора, один из которых уже подает признаки неисправнсти. Для работы прибора необходим лишь один насос, однако отказа устройства №4 и тревожное состояние насоса №3 заставили всерьез задуматься о том, что детектор может выйти из строя ранее 2024 года – времени предполагаемого «выхода на пенсию» для МКС.

NASA обратилось за помощью к изготовителю системы охлаждения, нидерландской Национальной аэрокосмической лаборатории, однако ее представители заявили ученым, что проблемы нет, так как для работы устройства требуется лишь один насос, что оставило инженеров NASA один на один с проблемой.

Часть проблемы заключается в том, что AMS не был изначально рассчитан на работу на столь долгий срок – по задумке его создателей, прибор должен был проработать на орбите всего три года. Из-за катастрофы шаттла «Колумбия» и свертывания программы инженеры NASA были вынуждены значительно переработать внутреннюю структуру детектора, убрав из него сверхпроводящий магнит и заменив его обычным магнитом. Отказ от криогенной системы охлаждения с постоянным расходом компонента позволил продлить время работы прибора до 10 лет, но только при условии успешной работы остальных систем.

Пока ученые не выяснили, с чем связана поломка, спектр возможных мер для продления жизни AMS крайне ограничен. Как предполагает Систилли, его команда может модифицировать программу, управляющую работой насосов, заставив ее эксплуатировать их в более бережном режиме, или обернуть их в специальное «одеяло», защищающее насосы от тепла. В худшем случае работу детектора придется приостановить, чтобы экипаж МКС вышел в космос для замены неисправных агрегатов.

По текущим оценкам NASA, у научной команды AMS есть примерно полгода или год до того времени, когда один или два насоса детектора выйдут из строя. Систилли и его команда надеются, что им удастся найти выход из ситуации гораздо раньше, сообщает РИА Новости.