Роскосмос заключил контракт с Ракетно-космическим центром (РКЦ) «Прогресс» на создание космического аппарата для проведения медико-биологических экспериментов «Бион-М» №2. Об этом сообщил ТАСС 9 июля заместитель директора Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН по науке Владимир Сычев.

«Сейчас ведутся работы по заключению контракта ИМБП РАН с РКЦ «Прогресс». Официальный старт работам уже дан», — сказал ученый.

Он отметил, что работа по проекту на самом деле началась еще в прошлом году. «В декабре Совет по космосу РАН определил примерный перечень аппаратуры, которая может быть установлена на борту биоспутника, утвердил ИМБП в качестве головной организации по разработке научной программы и определения комплекса научной аппаратуры», — сказал замдиректора ИМБП. Кроме того, по его словам, в апреле этого года был утвержден состав Межведомственной комиссии, которая будет отбирать исследования и эксперименты в научную программу «Бион-М» №2.

По словам ученого, на российском биоспутнике «Бион-М» №2 отправятся в космос несколько десятков мышей. «Основной объект на «Бионе» — это мыши, количество которых мы хотим увеличить с 45 — столько их было на первом «Бионе» — до 75″. Ученый уточнил, что будет увеличено и количество блоков с мышами — с трех до пяти. Грызуны займут места, которые в первом эксперименте занимало оборудование с песчанками и гекконами, от отправки в космос которых на этот раз решили отказаться.

Замдиректора Института пояснил, что увеличение числа животных объясняется несколькими факторами. Так, примерно 10-15% мышей могут погибнуть. Кроме того, исследователи хотят иметь больше подопытных, чтобы провести определенные воздействия на них еще до полета — ввести определенные медикаменты, удалить вестибулярный аппарат и так далее. «Чем больше таких групп, которые будут иметь модификацию перед полетом, тем больше различных вариантов исследований», — сказал В.Н.Сычев.

Кроме мышей в космос на новом «Бионе» отправятся мухи дрозофилы, которые не летали на первом биоспутнике. Помимо этого, на втором аппарате будет повторены эксперименты по микробиологии и экзобиологии (наука, изучающая происхождение, эволюцию и распространение жизни во Вселенной). «В основном, все будет практически то же самое, что было на первом «Бионе». Для нас задача — максимально повторить первый «Бион» в новых условиях», — подчеркнул В.Н.Сычев.

По его словам, Межведомственная комиссия определит научную программу и аппаратуру, которая будет установлена на космическом аппарате «Бион-М» №2, к сентябрю.

«Межведомственная комиссия начала работу в апреле, за это время уже прошло три заседания, получено более 30 технических заданий с предложениями на проведение исследований во время космического полета, — рассказал он. — Сейчас комиссия ведет отбор, где-то к сентябрю мы должны сформировать программу, определить перечень научной аппаратуры».

Сычев пояснил, что полет второго «Биона-М» будет в основном повторять полет первого аппарата, но с одной существенной разницей — орбита нового биоспутника будет находиться на высоте 1000 км. Это практически в 2 раза выше, чем летал первый «Бион» и в 2,5 раза выше орбиты Международной космической станции. «На таких больших высотах биологические объекты практически еще никогда не летали», — уточнил замдиректора института.

«Бион-М» №2 будет находиться ниже максимума радиационных поясов Земли, но несмотря на это, уровень радиации на этой орбите будет в 10 раз выше по сравнению с первым «Бионом».

«Мы хотим получить информацию, аналогичную той, которую мы получили на первом «Бионе», сравнить изменения, которые происходят в организме различных животных и других биологических объектов, с результатами первого «Биона», чтобы посмотреть, какой вклад дает радиационная составляющая», — пояснил Сычев.

Владимир Сычев также сообщил, что космический аппарат «Бион-М» №2 с мышами и другими биологическими объектами на борту запустят в космос в 2020 году.

«Пока еще Федеральная космическая программа не утверждена, но в ее проекте запуск «Биона» запланирован на 2020 год. «Бион» №3 полетит в 2025 году. Это пока проект, но, надеюсь, сроки останутся», – сказал он.

Сычев подчеркнул, что несмотря на то, что 2020 год еще далеко, на самом деле, сроки разработки экспериментов и научной аппаратуры очень жесткие.

Замдиректора института рассказал, что в 2016 году должны быть сделаны дополнения к эскизному проекту на космический комплекс «Бион М» №2. С 2017 года пойдет основное финансирование на создание аппарата и аппаратуры для исследования. В 2019 году весь комплекс должен быть проверен в самарском Ракетно-космическом центре «Прогресс».

Первый «Бион-М» был запущен на орбиту 19 апреля 2013 года, через месяц он приземлился под Оренбургом. На борту аппарата в космосе побывали мыши, монгольские песчанки, гекконы, улитки, растения и колонии различных микроорганизмов. Во время полета проводилось 30 экспериментов, в программу послеполетных исследований были включены 79 научных экспериментов, разработанных российскими учеными совместно со специалистами Украины, США, Франции, Италии, Германии и Южной Кореи.

«Бион» — серия отечественных космических аппаратов, предназначенных для проведения биологических исследований. В частности, ученых интересует воздействие на живые организмы радиации и невесомости. Первый запуск подобного аппарата — спутника «Космос-605» — состоялся в 1973 году.