Американский зонд MAVEN показал, что Красная планета обладает своеобразным «ирокезом» из частиц пыли у ее полюсов, и своеобразными «дредами» из ионов металлов в средних широтах, сообщает пресс-служба NASA.

«Еще в октябре прошлого года MAVEN обнаружил первые следы ионов металлов в атмосфере Марса, которые мы связывали с тем, что в то время Красная планета пережила близкую встречу с «хвостом» кометы Сайдинг-Спринг. Когда наш зонд совершил первый глубокий «нырок» в феврале этого года, мы сразу же обнаружили те же ионы в верхних слоях атмосферы», — рассказывает Брюс Джакоски (Bruce Jakosky) из Университета Колорадо в Боулдере (США), руководитель миссии MAVEN.

По словам Джакоски, анализ данных, собранных во время февральского «нырка», раскрыли две необычных черты его атмосферы, которые планетологи в шутку называют «ирокезом» и «дредами» по аналогии с прическами любителей панка и растафарианской музыки.

В первом случае речь идет о необычном горбе из пылевых частиц, который возвышается на большую высоту над северным и южным полюсом Марса. Данный «ирокез», как показали замеры с MAVEN и результаты моделирования на Земле, возникает в результате взаимодействия электрического поля солнечного ветра с ионами в верхних слоях атмосферы Марса.

Через «ирокез», как полагают астрономы, молекулы марсианского воздуха уносятся в межпланетное пространство. По современным представлениям, этот процесс лишил Красную планету почти всех запасов воздуха, привел к испарению ее океанов и превратил ее в безжизненную пустыню.

Помимо «ирокеза», MAVEN’у удалось найти в атмосфере Марса еще одно необычное явление – полосы из ионов металлов, которые находятся на большой высоте от его поверхности в средних широтах. Как считают Джакоски и его коллеги, металл попадает в воздух Красной планеты вместе с обломками комет и астероидов, которые сгорают в ее атмосфере.

Открытие «ирокезов», полярных сияний и загадочного облака из пыли в атмосфере Марса уже убедили руководство NASA продлить работу зонда еще на год, и теперь он проработает на орбите вокруг Красной планеты как минимум до сентября 2016 года.

Проект MAVEN (Mars Atmosphere and Volatiles Evolution) стоимостью 671 миллион долларов имеет целью выяснить, как и когда Марс потерял большую часть своей атмосферы. В начале своей истории Марс обладал более плотной атмосферой, допускающей наличие на поверхности жидкой воды и условий, пригодных для жизни. Большая часть этой атмосферы, однако, была потеряна в первые 2 миллиарда лет жизни Красной планеты.

Зонд MAVEN должен провести точные измерения сегодняшней скорости потери атмосферы, что даст ученым возможность определить, какую роль эта потеря сыграла в изменении марсианского климата, и заглянуть в прошлое планеты, передает РИА Новости.