Дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Алексея Леонова чествовали в четверг 18 июня на 58-й сессии Комитета ООН по исследованию космического пространства в мирных целях в ознаменование 50-летия осуществленного им первого выхода человека в открытый космос 18 марта 1965 года и 40-летия полета «Союз-Аполлон» в 1975 году, в котором Леонов также участвовал.

«Во время этих 12 минут и 9 секунд, проведенных вне космического корабля, доктор Леонов вполне буквально навсегда изменил историю космических программ. Его полет не только вдохновил миллионы людей по всему миру, но и направил важное послание, что человечество может и будет работать в открытом космосе. Генерал Леонов присутствует здесь не только за его заслуги, но и как человек, представляющий собой путь развития мирного исследования космического пространства», — заявил, представляя А.А.Леонова, заместитель генерального секретаря ООН, директор Венского отделения Организации Юрий Федотов.

Леонов в своем выступлении подробно рассказал о рисках, связанных с первым выходом в открытый космос. «Мы понимали, что корабль «Восход-2″ не имел системы спасения, так что случись что на старте — стопроцентная гибель экипажа», — сказал Леонов. Поскольку корабль выводился на очень высокую орбиту — 497 километров — в случае баллистического спуска «вернуться можно в состоянии мумии». Он также напомнил, что запущенный перед этим аналогичный корабль в беспилотном режиме был взорван в результате несанкционированной команды.

Сам момент выхода из корабля произошел, по словам А.А.Леонова, «над Крымом». «Я видел радиус 1750 километров — все Черное море с запада на восток, Румыния, Болгария, Италия, голову поднял — Балтийское море. Все видно, как на карте. Необыкновенная тишина. Было так тихо! Я не заметил, как сказал: «А земля-то ведь круглая». Мы все соглашаемся, что земля круглая, но не каждому удается это увидеть: она действительно круглая».

«Это самый тяжелый вид человеческой деятельности — работа человека в скафандре в открытом космосе», — сказал Леонов. Он подробно остановился на всех сложностях, которые пришлось преодолеть при возвращении в космический корабль, когда космонавт без доклада на Землю принял решение сбросить давление в скафандре, чтобы раздувшийся скафандр прошел в люк, при посадке в ручном режиме и после нее.

Павел Беляев и Алексей Леонов долго дожидались эвакуации из заснеженной тайги и под изолирующими костюмами накопились литры пота. «Представьте себе картинку: тайга, в тайге корабль, минус 25° и два голых человека выжимают белье. Нам стало легче», — рассказывал Леонов. Лишь на следующий день их обнаружил вертолет и местные лесорубы. После этого, рассказал Леонов, было принято решение создать новый скафандр и службу поиска и спасания — предшественницу современного МЧС.

«Вы открывали новые горизонты исследования космоса… Я уверена, что ваше сегодняшнее выступление вдохновит нас на будущее», — сказала, благодаря Леонова, директор Управления по вопросам космического пространства ООН Симонетта Ди Пиппо.

После церемонии дипломаты, участвовавшие в сессии, провожали Леонова аплодисментами и фотографировались с ним, передает РИА Новости.

А.Ж.