Выводы по итогам аварий с российской космической техникой должны касаться в том числе вопросов усиления ответственности руководителей и ужесточения контроля за качеством материалов и технологий. Такое мнение высказал сегодня журналистам депутат Сергей Гаврилов, возглавляющий комитет Госдумы по вопросам собственности, который является профильным по вынесенному на рассмотрению 19 мая президентскому пакету законопроектов о модернизации космической отрасли, передает ТАСС.

«Что касается выводов, которые мы делаем из недавних аварий, то во многом это связано с необходимостью усилить контроль, контроль качества технологий и материалов, повысить ответственность, в том числе руководителей, за работу, которую они выполняют», — сказал парламентарий журналистам. «Более того, сейчас начинается работа комиссий (по расследованию причин аварии)», — напомнил он.

Гаврилов подтвердил, что депутаты внимательно следят за итогами работы комиссий по воронежскому заводу.

«Двигатель, в том числе двигатель третьей ступени, рулевой двигатель вполне надежен, он функционирует с 1967 года, (прошло) 399 пусков, 700 огневых испытаний, запас прочности — в два раза больше…», — продолжил глава комитета.

«Первый этап перепроверки всех двигателей, которые у нас запускали, — «Протон» — прошел не полностью и недостаточно эффективно», — предположил он. «На наш взгляд, следует провести дополнительные испытания по проверке качества, в том числе поставляемых в Воронеж компонентов и материалов для изготовления рулевых двигателей третьей ступени», — добавил депутат.

Комментируя утверждения о возможности диверсии на предприятии, а также влияния солнечной активности, Гаврилов выразил надежду, что Следственный комитет и ФСБ «подключатся к рассмотрению данного вопроса». «Но вопрос состоит, прежде всего, в полной реорганизации деятельности космической отрасли», — считает он.

Ранее источники в отрасли сообщали, что причиной аварии «Протона» может быть отказ рулевого двигателя третьей ступени. Неудачный запуск такой же ракеты, состоявшийся в прошлом году, был вызван неполадками в рулевом двигателе. Эти двигатели изготавливаются на заводе в Воронеже. Однако источник ТАСС в ракетно-космической отрасли, знакомый с ходом расследования, заявил, что говорить о причинах аварии ракеты-носителя «Протон-М» пока рано, для этого необходимо дождаться расшифровки телеметрической информации.

А.Ж.