Как будет развиваться рынок навигации в ближайшем будущем? Произойдет ли перезагрузка? Какие решения идут на замену? Эти и многие другие актуальные вопросы навигационной отрасли обсуждались ведущими экспертами в рамках IX Международного навигационного форума, который прошел 22-23 апреля в Москве, совместно с 7-й Международной выставкой «Навитех-2015».
В IX Международном навигационном форуме приняли участие около 1400 делегатов из 550 компаний из стран Евразийского Экономического Союза, Европейского Союза, БРИКС, включая такие страны, как: Австрия, Белоруссия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Казахстан, Китай, Литва, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенные Штаты Америки, Туркменистан, Франция. Среди зарегистрированных участников Форума – представители федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации, представители органов власти стран СНГ, делегаты ведущих российских и зарубежных навигационных, информационных, автомобильных и других компаний, работающих в сфере навигации и смежных отраслях. Форум и Выставка традиционно являются центральными событиями навигационного года в России и странах СНГ.
В начале пленарного заседания прошла церемония награждения премией в области навигации, учрежденной Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум». В этом году в восьмой раз были отмечены заслуги людей, внесших неоценимый вклад в развитие навигационных технологий. В номинации «За вклад в создание и развитие системы ГЛОНАСС» награждены:
Лебедкин Геннадий Дмитриевич — профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; Полищук Георгий Максимович – заместитель генерального директора Холдинга «СТК «Союз»; Персев Виктор Степанович — начальник отдела научно-технического и информационного сопровождения программ развития средств КВНО ФГУП ЦНИИмаш; Ельцова Оксана Львовна — внесла большой личный вклад в подготовку федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система»; Ревнивых Сергей Георгиевич и Климов Владимир Николаевич – являются авторами идеи создания первой целевой программы создания глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, принимали активное участие в ее подготовке и реализации. В номинации «За внедрение навигационных технологий» за многолетний добросовестный труд, большие заслуги в научной деятельности и реализации проектов по внедрению навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС награждены: Ганин Александр Анатольевич — первый заместитель генерального директора ФГУП «Космическая связь»; Лебедев Михаил Григорьевич — советник генерального директора концерна ПВО «Алмаз-Антей»; Шепотько Иван Семенович — ведущий консультант ПАО «НИС».
В рамках пленарного заседания навигационного форума помощник Президента Российской Федерации Левитин Игорь Евгеньевич отметил: «За прошлый год количество навигационных приборов в мире превысило 3,5 млрд., из них 60% используют сигналы российской системы ГЛОНАСС. Это наглядное свидетельство престижа отечественного проекта, подтверждение высокого технологического уровня». Также Игорь Евгеньевич обратил внимание на то, что решение различных актуальных задач открывает новый этап российской и международной навигации.
Министр транспорта Российской Федерации Соколов Максим Юрьевич отметил, что навигационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь. ГЛОНАСС технологии активно используются в государственной сфере, в работе всего транспортного комплекса, всех его отраслей. Системы диспетчеризации и мониторинга, логистики, обеспечения безопасности, интеллектуальные транспортные системы, тахографический контроль работают с применением спутниковой навигации. И это закономерно. По оценкам специалистов, потенциальный экономический эффект, достигнутый от использования навигационных технологий, может составить более половины процента от внутреннего валового продукта страны.
По словам Максима Соколова, главным событием прошедшего года стало решение о вводе в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 года государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Россия не на шаг, а на несколько шагов опередили создание и применение аналогичных систем и в Европе, и в Америке, и в Китае и других странах мира. Создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС» является полномасштабным проектом в сфере навигационной деятельности, обеспечения транспортной безопасности и безопасности на транспорте, которая, в первую, очередь направлена на спасение человеческих жизней.
Заместитель Руководителя Федерального Космического Агентства Хайлов Михаил Николаевич рассказал о состоянии и перспективах системы ГЛОНАСС.
«Благодаря усилиям федеральных органов и промышленности, мы вышли на полноценную группировку (24 аппарата, используемых по целевому назначению, обеспечивающие предоставление навигационного сигнала ста процентам территории Земного шара), вышли на точность, соизмеримую с системой GPS (2,8 м) и начали летные испытания космического аппарата нового поколения «ГЛОНАСС-К» — констатировал современное состояние группировки Хайлов. По словам Михаила Николаевича, дальнейшие задачи Федерального космического агентства заключаются в поддержании и развитии имеющейся группировки, а именно: развитие орбитального сегмента, развитие наземного сегмента и развитие международного сотрудничества в целях продвижения системы ГЛОНАСС.
«За девять лет наш навигационный форум прошел большой путь: получил статус международного, стал центральным событием навигационной отрасли на пространстве СНГ. Вслед за развитием навигационных технологий ГЛОНАСС изменилась и тематика форума. Сегодня в центре внимания — эффективное использование возможностей навигационных, информационных и коммуникационных технологий на транспорте, в различных отраслях экономики, в интересах всех категорий потребителей, — сказал Александр Гурко, Президент Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС». – «Партнерство из года в год выступает стратегическим партнером Форума и демонстрирует ключевые тенденции рынка в рамках выставки «Навитех». Важнейшее навигационное событие прошедшего года в России – это, безусловно, ввод в эксплуатацию государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», в основе работы которой — применение технологий ГЛОНАСС. Следующий шаг – использование возможностей «ЭРА-ГЛОНАСС» в интересах российских автомобилистов, федеральных, ведомственных и региональных систем, бизнеса. Именно это станет главным драйвером развития технологий ГЛОНАСС и российского навигационного рынка».
Объем мирового навигационного рынка в 2014 году составил 65 млн евро, к 2020 году эта цифра возрастет практически вдвое – до 100 млрд евро. На данный момент количество навигационного оборудования в мире уже превысило 3, 5 млрд устройств, из которых 2, 5 млрд это смартфоны.
По оценкам аналитиков НП «ГЛОНАСС», основными дайверами мирового развития навигационной отрасли в ближайшие 3-5 лет станет капитализация посредством коммерческих сервисов (информационных, безопасности, платежных, страховых, технической поддержки) возможностей «подключенного (к интернету) автомобиля» (Connected Сar); развитие технологий V2X – информационного обмена «автомобиль – автомобиль» V2V, «автомобиль – инфраструктура V2I», «автомобиль – человек» V2P; развитие навигационных технологий в интересах транспортных средств (робомобили, БПЛА) и роботов; технологии единой навигации для потребителя: спутниковой, инерциальной, indoor навигации; технологий навигации повышенной точности и гарантированной надежности.
Дополнительными драйверами для технологий ГЛОНАСС на ближайшие годы, по мнению экспертов, станет оснащение транспорта приборами контроля режима труда и отдыха водителей (тахографами), создание системы возмещения ущерба федеральным дорогам большегрузным транспортом (12-тонники) и экспорт ГЛОНАСС решений в страны Евразийского Экономического Союза, ШОС и БРИКС.
Говоря о развитии системы ГЛОНАСС, нужно заметить, что система обновления карт также усовершенствуется. В рамках круглого стола «Безопасность и навигация: дальше только вместе» с докладом на тему: «Совершенствование системы обеспечения данными ГЛОНАСС государственного топографического мониторинга в интересах формирования ГИС — «Арктика»», выступил Ефимов Сергей Анатольевич, Директор научно-технического комплекса, ОАО «НИиП центр «Природа». Он говорил об использовании топографической основы при обновлении карт и новом подходе к определению время обновления той или иной местности. Сергей Анатольевич отметил, что топографический мониторинг состоит из обзорного мониторинга (определение территорий нуждающихся в обновлении по космической съемке) и детального мониторинга (выявление изменений местности). Завершается процесс мониторинга созданием опытного образца. Применение ГЛОНАСС происходит, как на этапе детального мониторинга, так и на этапе полевого дообследования территорий, а также в процессе беспилотной съемки. Крайне важно, что вся информация хранится в базах данных, и есть возможность прослеживать изменения на протяжении многих лет.
В рамках Форума российские разработчики акцентировали внимание на тенденции к объединению, комплексированию различных технологий в рамках создания навигационно-информационных систем.
По мнению директора по маркетингу SpaceTeam® Светланы Хадоновой, классические системы мониторинга транспорта постепенно отходят на второй план. «Заказчиков интересуют комплексные решения, которые позволили бы решать широкий комплекс задач конкретного предприятия: это и обеспечение безопасности перевозок, и обеспечение информационной безопасности, и контроль работы транспорта в режиме реального времени с учетом множества различных параметров, и помощь в планировании работы, и повышение эффективности работы, и экономия на содержании автопарка и мн. др.». Так, например, для перевозки опасных грузов мы создаем специализированное, заточенное под требования Заказчика, взрывозащищенное устройство с установкой датчиков работы исполнительных устройств, выполняющих, в том числе функции диагностики», — прокомментировала Светлана Хадонова.
На коммерческом рынке появляются многопрофильные навигационные ГЛОНАСС/ GPS устройства, совмещающие множество функций, полезных потребителю. Поддержка протокола «ЭРА-ГЛОНАСС», навигация с функцией контроля пробок, видеорегистрация, тахограф, мультимедийный комплекс, мониторинг и диагностика транспортного средства, алкозамок, коммутационное устройство, контроллер для платных дорог в ближайшее время могут быть технически объединены в многопрофильное навигационное устройство и предоставлять потребителю единый телематический сервис.
Развитие навигационных сервисов в интересах массовых потребителей четко прослеживается в сфере позиционирования внутри зданий (indoor-навигации). На круглом столе: «Индор-навигация: потребители в ожидании простых и эффективных решений» Florian Freitag, Руководитель проекта indoo.rs рассказал о реальных кейсах разработанных его компанией, это использование приложений в торговых центрах, аэропортах, офисах и других помещениях для навигации в помещении. Florian сказал, что их проекты нацелены на клиента и могут удовлетворять множество потребностей, таких как сбор аналитики, позиционирование и другие. Технология работает на wi-fi, ip – радиосигналах в сочетании с инновационными сенсорами в самих смартфонах, гироскопами всем вместе взятым. Спикер придал особое значение пользе подобных приложений для инвалидов, слепых людей, а также для служб безопасности. Подводя итог выступления, Florian выделил сферы, наиболее активно интересующиеся подобными приложениями: это авиация и розничная торговля.
Навигация внутри помещений относительно новый продукт на российском рынке и на сегодняшний день участники форума отметили, приоритетным направлением для России и российских компаний остается навигационный рынок на автотранспорте, составляя основной эффект (до 80%) от применения технологий спутниковой навигации.
Пресс-служба «ПрофКонференции»