Попытки связаться с грузовым космическим кораблем «Прогресс-М27М», с которым произошла нештатная ситуация, уже вторые сутки не приносят результаты, но эксперты считают, что нужно продолжать «достучаться» до «Прогресса» с целью получить опыт работы в подобных условиях.

Нештатная ситуация произошла 28 апреля в российской космической отрасли: грузовик «Прогресс-М27М» после старта с «Байконура» по невыясненным причинам вышел на орбиту значительно выше расчетной и не может пристыковаться к МКС. С кораблем отсутствует телеметрическая связь.

Всего на данный момент имеют место три самостоятельные проблемы: так называемая «закрутка» корабля с высокой скоростью, нераскрытие нескольких антенн системы автоматической стыковки «Курс» и невозможность получить телеметрию с корабля и передать ему команды, передает РИА Новости.

Пошли вторые сутки с момента потери связи с отправленным к Международной космической станции грузовиком «Прогресс-М27М», за ситуацией следит лично вице-премьер Дмитрий Рогозин, руку на пульсе держат и в Кремле.

Предполагается, что вывод «Прогресса» на нерасчетную орбиту мог стать результатом несинхронизированной работы двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1А».

«Либо двигатели третьей ступени отработали дольше положенного, либо мощность их работы по каким-либо причинам была выше расчетной», — прокомментировал накануне РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли циклограмму вывода «Прогресса» на орбиту.

По мнению эксперта, академика Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского Александра Железнякова, причиной «промаха» с орбитой мог также стать и сбой в системе управления.

За минувшие сутки корабль несколько раз оказывался в зоне радиовидимости наземных средств наблюдения, но после пяти попыток «достучаться» до «Прогресса» результата нет.

«В настоящий момент космический грузовик находится за пределами радиовидимости российского центра управления полетами. Ночью операторы пытались стабилизировать полет «Прогресса М-27М» с тем, чтобы попытаться остановить его неконтролируемое вращение, передать на борт команды с целью изменения параметров его орбиты и вывести космический грузовик из режима так называемой «закрутки». Эти попытки не удались», — сказал источник.

Как сообщает NASA, шесть членов экипажа МКС находятся в безопасности и продолжают выполнять плановые работы, располагая достаточным количеством необходимых запасов.

В Ассоциации отметили, что грузовик «Прогресс М-27М» не несет на борту груз, который бы был критически важным для американского сегмента МКС. На данный момент российский и американский сегменты МКС продолжают работу в нормальном режиме и располагают запасами, которых хватит даже после прибытия следующего грузового корабля со снабжением.

А вот шансы на стыковку грузовика к МКС хотя бы в ручном режиме практически приблизились к нулевым.

«Если честно, спасти корабль сейчас может только чудо. Телеметрии нет. Раз до сих пор не удалось вывести космический грузовик из режима «закрутки» и стабилизировать его, маневр по ручной или телеоператорной стыковке становится слишком опасным: можно погубить экипаж и станцию. На этот риск вряд ли кто-то пойдет: высока ответственность, речь идет о жизни людей. Поэтому наиболее вероятен вариант, при котором корабль будет постепенно снижать орбиту своего полета и потом просто сгорит в плотных слоях атмосферы Земли», — сказал РИА Новости утром в среду источник в космической отрасли.

Академик Железняков также не дает положительных прогнозов. В свою очередь редактор журнала «Новости Космонавтики», эксперт по двигателям и ракетам-носителям Игорь Афанасьев надеется, что если связь с кораблем наладится, то можно будет предпринять попытку стыковки его со станцией в ручном режиме.

Самым вероятным на данный момент исходом можно считать схождение «Прогресса» с орбиты и сгорание его в атмосфере. Но эксперты считают, что бороться за корабль нужно до последнего.

«Продолжать попытки взять ситуацию под контроль, мне кажется, нужно до последнего, хотя бы для того, чтобы разобраться в ситуации и выработать меры, которые позволят не повторить ее в будущем. Сейчас уже речь может идти не о спасении корабля, а о том опыте, который надо приобрести конструкторам и эксплантатам для будущих полетов, поэтому бороться надо до последнего. А после этого, когда ситуация станет абсолютно безвыходной, можно подумать о том, чтобы свести его с орбиты», — сказал РИА Новости академик Железняков, отметив, что говорить об управляемом спуске «странно» из-за отсутствия связи с ним.

Эксперт по ракетам и двигателям Афанасьев также предполагает, что стоит продолжать попытки наладиться связь с кораблем и остановить его вращение, чтобы передать команды с Земли.

Причинами «закрутки» прогресса могло стать «непроизвольное срабатывание корректирующего двигателя», нештатная работа системы управления или нештатное отделение третьей ступени, которая могла оказать воздействие на корабль.

«Причин много, предстоит разобраться и понять, что произошло, чтобы не допустить этого в будущем», — отметил Железняков.

Тем временем, источник РИА Новости в космической отрасли сообщил, что грузовик сможет пролетать в режиме неконтролируемой «закрутки» около недели, после чего войдет в плотные слои атмосферы Земли и сгорит.

«Скорее всего, установить полноценную связь с «Прогрессом» уже не удастся, поэтому транспортный корабль в ближайшее время может быть признан космическим мусором, угрожающим безопасности. Стыковки с МКС не будет. Двигатели из-за того, что неконтролируемое вращение остановить не удается, запускать рискованно. В режиме неконтролируемой закрутки корабль пролетает точно не менее недели, затем войдет в атмосферу и сгорит. Где — пока непонятно», — сказал собеседник агентства.

Он также добавил, что в связи с нештатным выводом на нерасчетную орбиту космического корабля «Прогресс М-27М» в ближайшее время могут быть приостановлены запуски модернизированных ракет-носителей типа «Союз 2.1А».

А.Ж.