Российские специалисты пользуются средствами радиолюбительской связи для получения данных о спуске с орбиты пилотируемых кораблей «Союз», поскольку у страны отсутствуют специализированные суда космической связи, передает ТАСС. Об этом заявил космонавт Федор Юрчихин на «круглом столе» «Космический флот России» в Мемориальном музее космонавтики.

«Отсутствие кораблей на сегодняшний день приводит к тому, что у нас в точке разделения корабля «Союз» [на отсеки], когда он возвращается обратно, нет телеметрии, и были случаи, когда [происходило] нештатное разделение корабля, а мы до конца этого на Земле не понимали», — рассказал Юрчихин.

«Это привело к тому, что созданы были мобильные передвижные наземные телеметрические пункты, которые разными путями, и добрыми, и подпольными, путешествуют то на Кипре, то на Крите, то в Шарм-эш-Шейхе, и мы вынуждены посылать ребят в командировку и средствами радиолюбительской связи получать телеметрию», — отметил космонавт.

Он подчеркнул, что Роскосмосу потребуются суда связи для обеспечения полетов на Луну и Марс.

Главный специалист РКК «Энергия» по управлению космическими полетами Виктор Благов на «круглом столе» уточнил, что экипаж «Союза» докладывает о включении двигателя на торможение экипажу Международной космической станции, а уже тот передает информацию через американские спутники-ретрансляторы в российский Центр управления полетами. «Получаем информацию о работе двигателя путем доклада космонавтов на Международную космическую станцию, а со станции по спутнику-ретранслятору в ЦУП», — сказал Благов.

По его словам, работать по такой схеме приходится из-за отсутствия в России судов космической связи, которые в советское время дежурили у берегов Африки, обеспечивая прием телеметрии. Кроме того, российская спутниковая система ретрансляции «Луч» пока не введена в штатную эксплуатацию, напомнил специалист.

А.Ж.