Первый космонавт Украины Леонид Каденюк и сегодня готов к космическому полету. «Если бы сейчас выпала такая оказия, я бы выполнил космический полет», — заявил летчик-испытатель, герой Украины в интервью ТАСС.

«Да, я готов. После отбора в отряд советских космонавтов моя группа прошла очень сильную инженерную и летную подготовку. Мой набор был 6-м после «гагаринского». Мы были подготовлены и как космонавты, и как летчики-испытатели», — сказал Каденюк, который совершил космический полет в 1997 году на американском корабле «Колумбия» (Columbia).

Вспоминая время, проведенное в отряде советских космонавтов, он рассказал, что проходил подготовку как командир «Союза ТМ» и командира многоразового космического корабля «Буран». «Изучали собственно космический корабль, десятки его бортовых систем, орбитальную станцию», — сказал герой Украины.

«Нас было 9 человек, мы изучали много наук — и медицину, и биологию, и астрономию, и астрофизику, и геологию и экологию, и другие. Чем с большим количеством разнообразных знаний человек летит в космос, тем больше от него там пользы, — уверен Каденюк. — Мы прошли мощнейшую инженерную подготовку как научные работники и как летчики-испытатели».

Первый космонавт Украины рассказал, что поддерживает связи со своими российскими и американскими коллегами. «Естественно, связи стараемся не терять. Хотя хотелось бы общаться чаще. Бывшие советские космонавты и большинство нынешних в России — мои друзья, с которыми проходил подготовку к полетам в космос. Среди американских астронавтов тоже большинство не просто знакомые, а друзей», — сказал он.

Каденюк заверил, что несмотря на свои 64 года, к полету в космос «готов и физически». «Занятия спортом — это одно из моих увлечений, приобретенных в отряде космонавтов. Бегаю по 10 км 3-4 раза в неделю», — пояснил он.

Отвечая на вопрос, скоро ли второй украинский космонавт полетит в космос, Каденюк заметил, что «сейчас такая задача перед украинской космонавтикой не стоит». «Для этого надо, во-первых, политическое решение на уровне руководства государства. Во-вторых, финансирование», — сказал он, с сожалением заметив, что «этот проект для Украины в нынешних экономических условиях невыполним».

Первый космонавт Украины также сообщил, что к выходу в свет готова третья версия его книги «Миссия — Космос», которая выйдет на русском и украинском языках.

Каденюк считает, что Украина пока еще располагает возможностями для развития своей космической отрасли, сохранив статус космической державы.

«Если в мире космическими технологиями занимаются около 60 стран, то имеющих полный цикл отработки космической техники, только шесть — семь, в том числе и Украина. Полный цикл предполагает проектирование, производство, запуск в космос и эксплуатацию в космосе. Но, надо отметить, что наша космическая отрасль существует не благодаря, а вопреки обстоятельствам, в которых ей приходится выживать. И не только выживать, а благодаря тем, кто в ней работает, зарабатывать деньги».

«После распада СССР треть ракетно-космического, научно-технического и производственного потенциала остались на Украине, — продолжал он. — Но государство, к сожалению, практически не финансирует эту важную для любой страны отрасль. Причина в том, что те, кто принимает решения по этому вопросу, не понимают важности отрасли. В XXI веке страна, не имеющая космических технологий, не может считаться современной».

По мнению Каденюка, космическая отрасль Украины — одна из очень немногих, которые отвечают мировым стандартам. Но в 2014 году в бюджете страны на космические программы было выделено 10 млн гривен, но из них дошло где-то 4,9 млн.

«Отрасль живет за счет выполнения международных программ, — пояснил он. — Более 80 процентов от финансирования — это зарабатывание денег за счет коммерческих заказов. Космическая отрасль Украины принимает участие и в международных программах: это и «Морской старт», «Наземный старт» и «Алькантара».

Помимо низкого финансирования, продолжил Каденюк, «существенной проблемой космической отрасли Украины является диспропорция между ее возможностями и степенью их реализации». «То есть то, на что способна отрасль, государством далеко не используется», — пояснил первый космонавт Украины.

Украинские конструкторы и ученые разработали семейство экологически чистых ракет-носителей «Маяк», рассказал он. В стадии проектирования находятся разработки жидкостных и твердотопливных двигателей с полным циклом их разработки на Украине, модулей которые смогут обеспечить доставку грузов и экипажей на Луну.

Одним из путей развития украинской космонавтики первый космонавт Украины видит в расширении международного сотрудничества. Так, по его словам, «двигательная тема имеет большой экспортный потенциал». Американцы для своей ракеты-носителя «Антарес» в качестве первой ступени уже используют украинскую ракету. Европейское космическое агентство для ракеты-носителя «Вега» использует верхнюю ступень также украинского производства. Существуют и другие программы. «Украина производит надежную технику и своевременно выполняет свои заказы», — отметил Каденюк .

«Все существующие программы необходимо развивать. Нужно расширять рынок сбыта нашей космической продукции. Искать замену российскому рынку. Наша космическая отрасль пользуется большим авторитетом и спросом в мире. Думаю, что со временем и с Россией дела наладятся», — сказал в заключение украинский космонавт.

Леонид Каденюк совершил космический полет на американском корабле «Колумбия» (Columbia) 19 ноября — 5 декабря 1997 года в качестве экспериментатора. Во время полета занимался проведением экспериментов по искусственному опылению ростков сои и рапса с целью получения семян в условиях невесомости.